Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В ДОУ функционирует 1 группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.В группах реализуется адаптированная основная образовательная программа. На каждого ребенка разработан индивидуальный образовательный маршрут. На основании заключений ПМПК для детей, рекомендованных к наблюдению психолого-педагогического консилиума МБДОУ, разработаны и реализуются программы индивидуального сопровождения. Потребность введения в штат сурдопереводчика, тьютера отсутствует. Дистанционное обучение и обучение на дому не проводится по причине отсутствия потребности.Вцелях обеспечения доступности услуг для инвалидов в ДОУ разработан Паспорт доступности. Территория ДОУ соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных детей и родителей, обеспечен доступ к зданиям и сооружениям.
В целях обеспечения доступности к информационным материалам, на сайте ДОУ создана альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Специально
оборудованных объектов для проведения практических занятий, приспособленных для
использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья,
передвигающихся на колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата – нет;
лица с нарушениями речи используют все имеющиеся кабинеты.
Групповые комнаты используются для занятий игровой деятельности, кружковой и индивидуальной работы, оздоровительных мероприятий. Группы оснащены необходимым оборудованием, игровыми материалами: мягкой мебелью, центрами развития сюжетно-ролевых игр, дидактическими и настольно-печатными играми, уголками ПДД, уголками природы с комнатными растениями, исследовательскими лабораториями для экспериментирования. В большинстве групп имеются музыкальные центры для прослушивания песен и музыки, проведения гимнастики и праздников.
Музыкальный/спортивный зал используется для проведения музыкальный занятий, спортивных праздников, различных досугов, праздников. В ДОУ имеются пианино, телевизор, мультимедийный проектор, музыкальный центр, DVD-плеер, ноутбук. Для спортивных занятий, соревнований, оздоровительных мероприятий предусмотрены спортивный инвентарь и спортивные снаряды, тренажеры, мягкие модули и современное игровое оборудование.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Помещение для размещение библиотеки отсутствует, книжный фонд методической, энциклопедической и художественной литературы находится в методическом кабинете ДОУ.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Игровые участки. За каждой группой закреплен участок, оснащенный теневым навесом, песочницей, скамейками, красочным, современным игровым оборудованием (горки, качели, домики - беседки), которое соответствует росту и возрасту детей. Ежегодно весной на игровых площадках проводится полная смена песка. Вновь завозимый песок соответствует санитарно - гигиеническим нормам, имеет сертификат качества. Песочницы закрыты чехлами.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Групповые помещения оборудованы мебелью. В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельного, активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной, конструктивной, познавательной и т.д. Они содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий. Организация и расположение предметов развивающей предметно-пространственной среды отвечает возрастным особенностям и потребностям детей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечают требованиям техники безопасности, санитарно - гигиеническим нормам, физиологии детей, что позволяет воспитанникам свободно перемещаться.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Средства обучения подразделяются на следующие виды:
-печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочии тетради, раздаточный материал и т.д.)
-электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.д.)
-аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях).
-наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, мгнитные доски).
-демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные).
-спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. д.).
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Вход на территорию детского сада, оборудован домофонам. на высоте доступной на людей с ОВЗ. Пандус не требуется. Вход в учреждение оборудован кнопкой вызова сотрудника.
Специальные условия питания
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.
Специальные условия охраны здоровья
Планирование и проведение работы по
охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях:
педагогическом и медицинском.
Медицинское обслуживание детей в ДОУ
осуществляется медицинской сестрой, которая осуществляет контроль за здоровьем
детей.
Медицинский блок состоит из медицинского
кабинета, изолятора, процедурного кабинета.
Медицинский кабинет оснащен всем
необходимым оборудованием, которое соответствует санитарно-гигиеническим
требованиям.
В детском саду с целью охраны здоровья
воспитанников проводятся следующее мероприятия:
· проведение профилактических осмотров;
· мероприятия по обеспечению адаптации в
образовательном учреждении;
· осуществление систематического
медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их
заболеваемости;
· обеспечение контроля за
санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
· осуществление контроля за физическим,
гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
· осуществление контроля за выполнением
санитарных норм и правил.
Состояние и содержание территории,
здания, помещений соответствует требованиям действующих
санитарно-эпидемиологических правил (Постановление Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020г. N 28«Об утверждении СП 2.4.3648-20).
Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок.
Согласно СП 2.4.3648-20 разрабатывается:
· режим дня детей
в ДОУ, с обязательным учетом возраста детей. В режиме обязательно отражаются
время приема пищи, прогулок, дневного сна.
· составляется
расписание занятий для каждой группы детей. В период летних каникул проводятся
экскурсии, развлечения. Укрепление здоровья осуществляется через
совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях.
В детском саду проводятся:утренняя
гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические
процедуры.
Прогулка – обязательный элемент режима
дня ребенка в ДОУ. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной
активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Воспитанники детского сада не имеют самостоятельный
доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям,
специально оборудованного компьютерного кабинета нет. Однако, с помощью
взрослых, в доступе для детей в ДОУ - 2 ноутбука, для педагогов -2 персональных
компьютера, административного управления — 3 персональных компьютера, которые
имеют выход в Интернет.
В свободное от деятельности с детьми
время каждый педагог ДОУ при помощи администратора точки доступа к сети
Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения
воспитательно-образовательных задач.
Рассматривая процессы повышения
эффективности образовательного и управленческого процессов через призму
информатизации, мы считаем, что компьютер может и должен стать тем
инструментом, который позволяет:
•
повысить эффективность образовательного процесса, так как: включение в
образовательную деятельность мультимедиа-материалов (видео, звука,
иллюстрационного материала) повышает ее наглядность;
•
использование цифровых образовательных ресурсов предметной направленности
позволяет организовать изучение материала каждым воспитанником индивидуально, в
наиболее предпочтительном для него темпе;
•
сетевые возможности компьютера позволяют выйти в поисках необходимой информации
за рамки группового помещения, того объема информации, которая предоставляется
воспитателем или родителями.
Электронные
образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ
обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами
с ограниченными возможностями здоровья – не предусматривается. Но, для
повышения качества педагогического процесса могут использоваться такие
электронные образовательные ресурсы, как презентационные материалы, электронные
учебники, обучающие программы и другие.
Наиболее современным и эффективным для
воспроизведения ЭОР является компьютер. В силу возрастных особенностей в
свободном доступе для детей в ДОУ компьютеров не имеется, но для организации
воспитательно-образовательного процесса с детьми педагоги используют
компьютеры, Интернет, телевизор, видео, DVD, CD, мультимедиа.
ЭОР - хороший помощник в подготовке
педагога к занятиям, например, для изучения новых методик, при подборе
наглядных пособий к занятию, так же педагоги получают возможность
профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет,
повышается их социальный статус.
В педагогическом процессе ДОУ для
развития познавательного интереса, повышения уровня и качества знаний у детей,
проведения методических и других мероприятий используются разнообразные
технические средства: 2 телевизора, DVD-магнитофоны: для просмотра
познавательных телепередач, видеофильмов, мультфильмов, сказок; магнитофоны (в
каждой возрастной группе); мультимедийная установка для просмотра
мультимедийных презентаций на различную тематику; ноутбуки, фотоаппарат с
функцией видеозаписи и другая оргтехника для проведения образовательной
деятельности с детьми, для сбора и анализа информации, оформления
педагогической документации.
Официальный сайт учреждения имеет версию
сайта для слабовидящих.
Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье |
|
Все для детского сада |
|
Все лучшее - детям! |
|
Всероссийский Интернет-педсовет |
|
Газета «Дошкольное образование» |
|
Детская психология |
|
Детская психология для родителей |
|
Детские электронные презентации и клипы |
|
Детский портал «Солнышко» |
|
Детский сад: теория и практика |
|
Дошкольник |
|
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |
|
Единая образовательная информационная среда |
|
Издательский дом «Воспитание дошкольника» («Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Музыкальный руководитель», «Здоровье дошкольника») |
|
Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" |
|
Компьютер и здоровье |
|
Куб – электронная библиотека |
|
Лаборатория дошкольного образования |
|
Логозаврия |
|
Логопед |
|
Лукошко сказок |
|
Медиаобразование - это новый взгляд на мир, медиамир... |
|
Министерство образования и науки Российской Федерации |
|
Мультимедиа для дошколят |
|
Обруч |
|
Портал «Информатика», НИИ информационных технологий и телекоммуникаций |
|
Портал психологических изданий (электронные версии журналов по психологии) |
|
Практика управления ДОУ |
|
Презентации для детей |
|
Психологическая наука и образование |
|
Развивающие пособия и CD-диски для детей дошкольного и младшего школьного возраста |
|
Сайт «Открытие» Сибирского центра инновационных педагогических технологий |
|
Сайт ГБОУ ДПО НИРО |
|
Сетевые образовательные сообщества «Открытый класс» |
|
Система дистанционного обучения ГБОУ ДПО НИРО |
|
Сказки для детей |
|
Современное дошкольное образование: теория и практика |
|
Современный детский сад |
|
Создание сайтов образовательных учреждений |
|
Социально-педагогический портал «Дошкольники» |
|
Справочник старшего воспитателя |
|
Федеральный портал "Российское образование" |
|
Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании |
|
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов |
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В учреждении имеются электронные образовательные ресурсы: интерактивная доска, телевизор, мультимедийное оборудование в музыкальном зале, магнитолы, музыкальный центр, компьютеры, ноутбуки, микрофон. Имеется в электронном виде методическая литература и учебно-наглядные пособия для обеспечения образовательного процесса.
Все коспьютеры и ноутбуки имеют доступ к сети «Интернет», что позволяет педагогам быстро находить необходимый материал для организации разных видов детской деятельности.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В нашем детском саду имеются технические
средства обучения коллективного и индивидуального пользования для
воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья (нарушение речи):
Кабинет учителя- логопеда содержат:
- материалы и игры по темам
- зеркало с лампой дополнительного
оснащения
- комплект зондов для постановки звуков
- дыхательные тренажеры, игрушки для
развития правильного речевого дыхания
- картотеки материалов для автоматизации
и дифференциации звуков
- логопедические альбомы для
обследования
- предметные и сюжетные картинки по
лексическим темам
- настольно-печатные дидактические игры
- алгоритмы, схемы, мнемотаблицы
- методическая, дидактическая,
справочная и художественная литература.
В ДОУ действует группа компенсирующей
направленности (для детей с ТНР).