Дополнительная образовательная программа «Познавай-ка» для детей 6-7 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 18 «Ягодка» города Калуги
(МБДОУ №18 «Ягодка» г. Калуги)

ПРИНЯТА
педагогическим советом
МБДОУ «Ягодка №18 г. Калуги
( протокол № 1 от «30» августа 2024 г.)

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБДОУ №18
«Ягодка» г. Калуги
№ 72 /01-12 от «30» августа 2024 г.

Дополнительная образовательная программа
социально-гуманитарной направленности
«Познавай-ка»
Возраст обучающихся: 4-5 лет Срок реализации: 1 год

1

Должность: воспитатель Коркина Татьяна Викторовна
Внутренняя экспертиза проведена. Программа рекомендована к рассмотрению на педагогическом совете учреждения.

Старший воспитатель __Алексанина Е.Г.
№ п/п

« 29 » августа 2024 г Структура программы
Наименование разделов
Стр.

I.
1.1.
1.1.1.
1.1.2.
1.1.3.
1.1.4.
1.2.

Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Актуальность и новизна программы
Характеристика возрастных особенностей обучающихся
Объем и сроки освоения программы
Формы обучения
Цель и задачи программы

4
4
4
5
6
6
6

1.3.
1.3.1.
1.3.2.
1.3.3.
1.4.

Содержание программы
Учебный план
Краткое описание разделов
Методы и приемы обучения
Планируемые результаты освоения программы

7
7
14
15
16

II.
2.1.
2.2.

Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Формы педагогической диагностики (мониторинга)

17
17
18

2.3.
III.

Методические материалы
Список литературы

18
19

2

Приложения
Приложение 1. «Календарный учебный план» Приложение 2.
«Календарно-тематический план» Приложение 3. «Диагностические
материалы»
Раздел I. Комплекс основных характеристик программы

19

1.1.
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная Программа «Познавай-ка» является дополнением основного дошкольного образования и
направлена на формирование более высокого уровня познавательного, личностного развития, что будет способствовать успешному
обучению в школе.
1.1.1. Актуальность и новизна программы
Актуальность программы обусловлена положениями ФЗ «Об образовании РФ», согласно которому дошкольное образование
направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных
качеств, формирование предпосылок учебной деятельности.
Программа направлена на формирование у обучающихся дошкольного возраста, основ грамотного чтения, в формировании
математических представлений, развитии графических навыков, а также для снижения уровня трудностей адаптационного периода,
Это обусловлено запросом родителей (законных представителей) и социальным заказом общества.
Программа подразумевает развитие знаний, умений и навыков у дошкольников на таком уровне, который позволит дошкольникам
стать «успешными школьниками».
Обучение по программе способствует развитию не только основных, необходимых для обучения в школе знаний, но также
развитию речи и усвоению начальных знаний в сфере природоведения, астрофизики, экономики и многих других наук.
Дополнительная общеразвивающая программа «Познавай-ка» включает в себя два курса: «От звука к букве», «Математика: за
шагом шаг», каждый их них имеет свои цели и задачи.
В основе разработки программы «Познавай-ка» лежит программа по подготовке к школе детей 5-7 лет «Преемственность» под
редакцией Федосовой Н.А., Коваленко Е.В., Дядюновой И.А. и др.
Отличительной особенностью программы является использование процесса интеграции, как средства оптимизации обучающегося
процесса, комплексностью и универсальностью, сочетающихся с индивидуальной направленностью. Возможность организовать занятия
с детьми в малых группах с учетом результатов педагогических наблюдений и диагностики развития позволяет выявить
индивидуальные особенности развития каждого ребенка.

3

Специфика организации кружка «Познавай-ка» заключается в том, что подготовка к школе не допускает дублирования программ
первого класса, ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребёнка, на зону его ближайшего
развития, не забывая, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра – с включением игровых проблемнопрактических ситуаций, совместного выполнения предлагаемых заданий, с опорой на обогащённую предметную среду.
Предлагаемая программа направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических
процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте.
Программа затрагивает такие образовательные области по ФГОС: речевое развитие (изучение букв, чтение по слогам, умение
составлять рассказы, пересказывать короткие тексты), познавательное развитие (восприятие, мышление, память, внимание и т.п.),
социально-коммуникативное развитие (общение с педагогом и со сверстниками, умение работать в группе, умение помогать и просить
помощи, слушать, слышать своих товарищей и педагога).
Программа предназначена для детей от шести до семи лет, с разным уровнем интеллектуального развития, имеющими разную
социальную принадлежность, пол и национальность.
1.1.2. Характеристика возрастных особенностей обучающихся
Многочисленные данные психологов и педагогов свидетельствуют о возросших познавательных возможностях современного
дошкольника, об активном стремлении его к приобретению знаний. Все это позволило положительно ответить на вопрос об обучении в
шестилетнем возрасте.
Вместе с тем еще не закончено развитие важнейших для обучения систем. Главная особенность морфофункционального развития
обучающихся шести лет состоит в незавершенности структурного и функционального развития коры головного мозга.
Старший дошкольный возраст - это период очень активного развития и становления познавательной деятельности ребёнка. Детям
доступно многообразие способов познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции
(сравнение, анализ, синтез, классификация), простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными объектами.
Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с нагляднообразным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Продолжают развиваться навыки обобщения и
рассуждения, но они еще в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Развиваются возможности памяти. Увеличивается ее объем, произвольность запоминания информации. Для запоминания дети
сознательно прибегают к повторению, использованию группировки, составлению несложного опорного плана, помогающего воссоздать
последовательность событий или действий, наглядно-образные средства.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в
сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе средств массовой информации,
приводящими к стереотипности детских образов.
4

Внимание становится произвольным, в некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У
детей появляется особый интерес к печатному слову, математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают
звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не
всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки
обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.
К концу дошкольного возраста у детей должна быть сформирована физиологическая, социальная и психологическая готовность к
школе.
Физиологическая готовность к обучению в школе выражается в общем состоянии здоровья ребенка и отдельных функциональных
систем организма. В основе физиологической готовности лежит способность ребенка переносить нагрузки, связанные с
систематической учебой.
Социальная готовность к обучению в школе - готовность ребенка к новым формам общения с окружающими. При сравнении себя
с другими у ребенка появляется самооценка. Сюда также относится понимание своей внешности и внутренней позиции.
Психологическая готовность к обучению в школе определяется уровнем психического развития ребенка и уровнем развития
качеств, необходимых для учения.

1.1.3.
Объем и сроки освоения программы Объем программы - 72 занятия (36 часов).
Программа рассчитана на один год обучения. Занятия в группе проводятся 2 раза в неделю, 8 занятий в месяц, 72 занятия в год.
Продолжительность одного занятия 25-30 минут.
Занятия проводятся по группам. Наполняемость - до 10 человек, что позволяет продуктивно вести как групповую, так и
индивидуальную работу с детьми.

1.1.4 Формы обучения Форма обучения - очная.
Основной формой организации образовательной деятельности является занятие, продолжительность которого соответствует
возрастным особенностям детей (СанПиН 1.2.3685-21.)
Занятия включают следующие виды детской деятельности: коммуникативную, игровую, познавательно- исследовательскую и
восприятие художественной литературы, конструирование и моделирование.
В процессе занятий используются различные формы организации образовательной деятельности: совместная (индивидуальная,
подгрупповая, групповая) и самостоятельная деятельности.

5

Занятия проводятся в различных формах, как в традиционной, так и с использованием современных технологий: занятие-игра,
занятие-путешествие, занятиеприключение, занятие в форме КВН, конкурс, диалог, викторина, самостоятельная и практическая работа.
Все задания, игры, упражнения, которые предлагаются обучающимся в ходе занятия, взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Кроме того для поддержания устойчивого интереса и внимания обучающихся, развития чувства прекрасного, занятие сопровождается
показом мультимедийной презентации с использованием музыки, звуковых эффектов, художественного слова, познавательного видео.
Во время занятия для предупреждения переутомления, снятия напряжения организуются физкультминутки, разминки для глаз.
Материал в программе расположен так, что каждое последующее задание или занятие основывается на предыдущем или является
вариантом разученного.
Дидактический стержень занятия - деятельность самих детей, что заставляет их думать, наблюдать, сравнивать, классифицировать,
группировать, делать выводы, выявлять закономерности.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы - создание условий для формирования психологопедагогической готовности детей к обучению в школе,
предпосылок к учебной деятельности.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач: Образовательные:
1. Формировать умения звукобуквенного и слогового анализа слова: учить делить слова на слоги; различать звуки (гласные и
согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные); соотносить звук и букву; определять ударный слог; учить
названию букв и слоговому слиянию, составлять предложение из двух, трех, четырех слов.
2.Формировать навык выразительности речи: пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами,
разнообразными интонациями; выработка дикции.
3.Формировать представление о предложении, дифференцировать его от набора слов; учить составлять предложения по
картинкам, с заданными словами, составлять схему предложения.
4.Учить считать в прямом и обратном порядке, двойками, тройками в пределах 20.
6.Познакомить с геометрическими фигурами и геометрическими телами.
7.Учить определять величину предмета.
8.Учить ориентировки в пространстве, на плоскости, во времени.
9.Учить решать логически задачи.
10.Учить писать графические диктанты на слух и по образцу.
11.Учить основные правила штриховки, используя простые и сложные виды.

6

12.Учить писать цифры и печатные буквы, элементы прописных букв, уметь классифицировать их на основе графического
сходства.
13.Учить писать слоги, слова, короткие предложения печатными буквами, выделять фонему и переводить ее в графему.
Развивающие:
1.Развивать речь посредством введения в активный словарь многозначных слов, антонимов, синонимов, омонимов, омографов,
сложных и родственных слов, умения объяснять, рассуждать, делать выводы, отвечать на вопросы полным ответом.
2.Формировать фонематический слух.
3.Формировать навык чтения.
4.Развивать элементарные математические представления.
5.Развивать произвольное внимание, зрительную и слуховую память, воображение, умение устанавливать связи и отношения
между числами, геометрическими фигурами, частями целого, измерениями.
6.Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация, аналогия).
7.Развивать основы моделирования и конструирования.
8.Развивать универсальные учебные действия (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в
соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий).
9.развивать мелкую моторику рук и зрительно-двигательную координацию.
Воспитательные:
1.Воспитывать элементарные общепринятые нормы и правила поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных
представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
2.Воспитывать умение сотрудничать, выслушивать педагога и товарищей, помогать друг другу, преодолевать трудности.
3.Воспитывать бережное отношение к материалам и оборудованию, игрушкам, книжному фонду.
4.Воспитывать мотивацию к сохранению своего здоровья.
1.3. Содержание программы

№
п/п
1.
2.

курс «От звука к букве»
Мониторинг
Добуквеный период : звук и буква.

1.3.1. Учебный план
Количество занятий
Период обучения
октябрь, май

2
2

7

10

4.
5.
6.

Звук и буква: гласные, двузначные
гласные.
Звук и буква: парные согласные
Звук и буква: мягкие согласные
Звук и буква: твердые согласные

7.

Буква Ь и Ъ

4

8.

Работа с текстом, знакомство с
алфавитом
Обобщение
Всего

10

3.

9.

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.

Курс
«Математика: шаг за шагом»
Мониторинг
Цифровой период: в пределах 10,
арифметические действия
Цифровой период: в пределах 20

30
6
6

2
72 занятия
Количество
занятий

Период обучения
октябрь, май

2
8
12

Сложение и вычитание чисел в
пределах 20
Простые задачи

10

Всего

36 часов

6

1.3.2. Краткое описание разделов
Название раздела

Краткое описание раздела (задачи)

Мониторинг

Определить уровень развития детей

8

Курс «От звука к
букве»

(развитие речи, знакомство с буквами, слоговое чтение,
художественная литература) нацелен на разностороннее развитие
ребёнка посредством различных видов деятельности,
выполняющей функции развития связной речи, фонетического
слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики
движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки,
зрительных и двигательных факторов как единого целого
действия. Курс ведёт подготовку к обучению чтению и обучению
письма; на развитие интереса к художественной литературе,
воспитывает чувство юмора. Курс помогает детям объяснить
основные различия между литературными жанрами: сказкой,
рассказом, стихотворением.
Курс
направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать,
«Математика: шаг за выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные
и несущественные характеристики, понимать относительность
шагом»
свойства, делать основные выводы.
Курс «От звука к букве»
Пояснительная записка
Программа курса «От звука к букве» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведёт работу
по совершенствованию устной речи. Она направлена на общее развитие ребёнка, посредством которого создаётся прочная основа для
успешного изучения русского языка.
Содержание курса позволяет организовать работу по трём направлениям: -развитие связной речи; -подготовка и обучение чтению;
-подготовка к обучению письму.
Таким образом, программа курса «От звука к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и
совершенствует их речь.
Содержание курса
Развитие и совершенствование устной речи.

9

Расширять и активизировать словарный запас детей: обогащать словарь ребёнка словами, обозначающими действия, признаки
предметов (точные названия качеств неодушевлённых предметов — материал, форма, цвет, размер — и одушевлённых — человек:
свойства характера, признаки внешности, поведения), словами с прямым и переносным значением, уменьшительно-ласкательными
суффиксами; обращать внимание детей на обобщающие слова, стимулировать их правильное употребление в собственной речи;
находить в литературном произведении, прочитанном воспитателем (стихотворении, сказке, рассказе), слова, с помощью которых автор
точно, метко, образно и выразительно описывает человека, природу, и употреблять их в собственной речи.
Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание роли слова в тексте фольклорных и литературных
произведений. Учить задавать вопросы, составлять вопросы к тексту, картине, строить краткие сообщения. Развивать умения и навыки
связной монологической и диалогической речи. Обучать связно, логично и последовательно излагать содержание услышанного (сказок,
рассказов) с опорой на иллюстрации, по вопросам воспитателя (рассказ об интересном событии из своей жизни, о наиболее ярких
впечатлениях, рассказ по картине, создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др.). При этом главное - развитие у детей интереса к
самостоятельному словесному творчеству. Формировать у детей уже на подготовительном этапе умение замечать и исправлять в своей
речи и речи своих товарищей речевые ошибки. Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков.
Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные предложения разных видов. Формировать
умение правильно употреблять слова, подходящие к данной ситуации. Формировать правильное понимание переносного значения слов.
Учить сравнивать предметы, выделять и правильно называть существенные признаки; обогащать словарь точными названиями
качеств (материал, форма, цвет, размер).
Обращать внимание на правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов, активизировать их использование в
речи. Развивать диалогическую и монологическую речь. Обучать передаче текста на основе иллюстраций содержательно, логично и
последовательно. Развивать у детей внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений.
Разучивать загадки, скороговорки; пересказывать сказки с опорой на иллюстрации.
Развивать умение связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; описывать устно окружающий мир
(цветы, зверей, птиц, деревья, овощи, фрукты, небо, солнце, луну и т. д.) по плану, предложенному воспитателем, или по аналогии.
Развивать эмоциональное восприятие речи взрослых и детей. Учить отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие
сообщения. Учить составлять рассказы по картине: описание содержания, придумывание сюжета, предшествующего изображению и
следующего за ним. Развивать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять создание рассказов, сказок,
стихотворений. Пробуждать желание детей общаться, вызывать интерес к речи окружающих и своей собственной и на этой основе
начинать формирование элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать, а также
высказываться на близкие темы.
Подготовка и обучение чтению. Обучать правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного
языка.
10

Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.
Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с определённым звуком, находить слова с этим звуком в
предложении, определять место звука в слове. Закреплять правильное произношение звуков. Упражнять в дифференциации звуков на
слух.
Укреплять и развивать артикуляцию: обучать детей чёткому произношению слов и фраз; формировать умение менять силу, высоту
голоса (голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному использованию интонационных средств. Знакомить с
правильным произношением звуков, выделять звуки из слов по порядку; различать гласные и согласные звуки и обозначать их с
помощью цветных фишек и печатных букв; узнавать гласные и согласные звуки в словах. Выделять звуки в начале, в конце и в середине
слова; сопоставлять слова по звуковой структуре.
Познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков, научить читать, не вступая в противоречие с методами
школьного обучения.
Учить печатать буквы, слоги при копировании и слуховом восприятии.
Формировать свободное чтение слогов и трёхбуквенных слов, плавного чтения по слогам.
Закреплять умение правильно подбирать и составлять предложения с предлогами.
Дифференцировать понятия «звук», «буква».
Познакомить с алфавитом, как языковой системой русского языка.
Курс «Математические ступеньки» Пояснительная записка Основными целями являются:
- математическое развитие дошкольников;
- формирование системы начальных математических знаний; - воспитание интереса к математике, к умственной
деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными
математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять
количественные и пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и
практических задач;

11

других.

формирование умения вести поиск информации и работать с ней; - развитие познавательных способностей;
воспитание стремления к расширению математических знаний;
формирование критичности мышления;
развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения

Общая характеристика курса
Рабочая программа курса "Математика: шаг за шагом" направлена на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать,
выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики; понимать относительность
свойств; делать выводы, проверять их истинность, уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы.
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для
математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка,
включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из
важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей,
которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно,
внимания.
В программе курса «Математика: шаг за шагом» реализуется основная методическая идея - развитие познавательных процессов у
детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим
содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и
увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические
методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом
ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент,
наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем (педагогом), с другими детьми, работать в одном
ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с
печатной основой и др.
Содержание курса
Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
12

Познакомить со счетом в пределах 20 с умением применять в арифметических операциях.
Знакомить с числами второго десятка.
Закреплять понимание отношений между числами второго десятка (11 больше 10 на
1, а 13 меньше 14 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах
20).
Закреплять умение на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему
прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+),
минус (–) и знаком отношения равно (=) (в пределах 20).
Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их
движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве,
ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы). Развивать графомоторные навыки: раскрашивать, копировать простейшие
узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.
1.3.3. Методы и приемы в работе с детьми
Методы
Словесный

Практический

Приемы
Объяснение, беседа, диалог, ситуативные
рассказ, разговоры,
вопросы,
загадки, рассказывание, художественное слово, поощрение,
напоминание.
Игровые упражнения, задания

Наглядный

Показ картинок, способов изображения, рисунков,
плакатов, фотографий, электронных презентаций, использование
макетов и пособий

Поисковый
Игровой

Моделирование, опыты, эксперименты
Дидактические, развивающие игры, ребусы, лабиринты,
логические задачи, игры-конкурсы, состязания в парах,
обыгрывание

С целью достижения максимальных результатов каждый из методов применяется с нарастанием проблемы: от прямого воздействия
(словесные и наглядные методы), через задания и закрепления (практический и творческий), создание поисковых ситуаций (показ
вариантов выполнения заданий разными способами) к проблемному обучению (самостоятельный поиск детьми способов деятельности).
13

1.4. Планируемые результаты освоения программы
В ходе освоения содержания программы «Познавай-ка» предполагается обеспечение условий для достижения обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
У детей сформированы личностные результаты:
- знать и соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- следовать нормам поведения и правилам в разных видах деятельности;
- внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей, нравственному содержанию
поступков;
- быть аккуратными, бережливыми;
- принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
- уметь анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, классифицировать;
- уметь рассуждать, делать выводы, отвечать на вопрос полным предложением;
- уметь обдумывать, планировать свои действия, понимать поставленную задачу и решать ее
- в соответствии с заданными правилами; осуществлять контроль, самоконтроль и самооценку;
- уметь ориентироваться в рабочих тетрадях (система обозначений, содержание); понимать информацию, представленную в
виде рисунков, схем;
- уметь организовывать свое рабочее место под руководством педагога;
- уметь проявлять волевые усилия, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело;
- уметь работать в парах и самостоятельно, правильно строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Предметные результаты:
Планируемые результаты курса «От звука к букве»:
- правильно произносить все звуки;
- проводить классификацию звуков по их произношению;
- соблюдать орфоэпические нормы произношения;
- составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
- пересказывать сказку, рассказ по опорным иллюстрациям;
- соблюдать элементарные гигиенические правила;
- уметь ориентироваться на странице тетради;

14

-ребенок должен хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», « предложение»; знать порядок букв (алфавит);
- свободно и осознанно читать простые слова
- правильно составлять из букв слоги всех видов и слова простой структуры;
- уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце;
- проявлять интерес к родному языку.
Планируемые результаты курс «Математика: шаг за шагом»:
- ребенок должен различать и называть цифры в пределах 20 и другие
математические знаки ( знаки больше - меньше, равно-неравенство);
- уметь составлять и решать арифметические задачи в пределах 20;
- уметь решать логические задачи, обосновывать доказательство;
- ориентироваться на листе бумаги, на плоскости и в пространстве, в тетради в клетке;
- определять взаимное расположение предметов (правее, левее, выше, ниже, между и т.д.);
- сравнивать предметы по длине, массе, используя практические действия; упорядочивать их;
- различать и называть простейшие геометрические фигуры (отрезок, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг), находить
их прообразы в окружающем мире;
- отличать простую текстовую задачу от рассказа с числами;
- воспринимать учебно-познавательную задачу и способы ее решения;
- проводить мыслительные операции на несложном материале (сравнивать объекты, указывая их сходство и различия,
проводить классификацию объектов по заданным признакам,
- выявлять закономерности и использовать их для выполнения заданий, проводить простейшие логические рассуждения);
- применять полученные знания для решения простейших задач практического содержания.
Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение программы:
Развивающая предметно - пространственная среда в МБДОУ обеспечивает реализацию дополнительной общеразвивающей
программы «Познавай-ка». Для решения поставленных задач оборудована познавательная комната.
Дидактический наглядный материал, игрушки и игры на занятиях предъявляются в соответствии с возрастными требованиями,
особенностями психофизического развития детей.

15

Учебная зона групповой комнаты укомплектована необходимым количеством мебели, соответствующей числу детей,
посещающих занятия, маркерной и магнитной доской.
Техническое оснащение занятий:
- ноутбук;
- модульный проектор; - экран.
Дидактический материал: Демонстрационный материал:
- набор магнитных букв;
- набор магнитных цифр и знаков;
- наборы игрушек;
- предметные и сюжетные картинки;
- лента букв;
- схемы слов;
- ребусы;
- кроссворды.
Электронно-методический комплекс к занятиям:
- мультимедийные презентации;
- счетный материал;
- предметные картинки с изображением разного количества предметов;
- карточки с цифрами от 0 до 20;
- таблицы для зрительного диктанта, на которых изображены предметы;
- геометрические фигуры;
- сюжетные картинки для составления задач;
- «чудесный мешочек» для предметов и фигур;
- наборы геометрических фигур и тел;
- макет часов;
- плакат «Время»;
- иллюстрации с изображением времен суток, года;
- весы;
- емкости разного объема.
Раздаточный материал:

16

- каждый ребенок обеспечен цветными и простыми карандашами, индивидуальными тетрадями;
- разрезная азбука (комплект на каждого ребенка);
- счетные палочки;
- математические наборы «Учусь считать»;
- наборы геометрических фигур и тел;
- счетные линейки;
- карточки с цифрами от 0 до 20; индивидуальные карточки с заданиями, диагностические карты. Кадровое обеспечение.
Реализацию Программы осуществляет педагог, имеющий высшее педагогическое образование, который знает и умеет:
- организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности;
- организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников;
- использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты
освоения детьми программы;
-выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста для решения
образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения. должен знать:
- специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми дошкольного
возраста;
- основные принципы психологических подходов в работе с детьми; - общие закономерности развития ребенка в
дошкольном детстве;
- особенности становления и развития детских деятельностей в дошкольном
возрасте;

2.2. Формы педагогической диагностики
Время проведения

Цель проведения

Форма контроля

Начальный или входной контроль
В начале учебного года
Определение уровня развития Беседа, опрос, тестирование.
детей, их способностей
Текущий контроль

17

В течение всего учебного года Определение степени усвоения Педагогическое наблюдение,
опрос, контрольное,
обучающимися учебного
тренировочное занятие.
материала. Определение
готовности детей к восприятию
нового материала. Повышение
ответственности и
заинтересованности
обучающихся в обучении.
Выявление отстающих и
опережающих обучение.
Подбор наиболее эффективных
методов и средств обучения
Промежуточный или рубежный контроль
По окончании изучения темы Определение степени усвоения Тестовые задания, викторина.
или раздела.
обучающимися учебного
материала. Определение
результатов обучения.
В конце учебного года
В конце учебного года

Определение изменения уровня Выставка совместных детскоразвития детей. Определение родительских творческих
результатов обучения.
работ, тренировочных заданий,
Ориентирование обучающихся открытое занятие, викторина,
на дальнейшее обучение.
контрольный тест.
Получение сведений для
совершенствования
образовательной программы и
методов обучения.

Педагогический мониторинг знаний и умений детей проводится 2 раза в год (вводный-в октябре, итоговый - в мае) как в форме
индивидуальной беседы, тестовых заданий, наблюдения, так и через решение практических задач. Диагностические мероприятия
позволяют отследить успехи дошкольников на каждом этапе обучения.

18

2.3. Методические материалы
В данной программе используются современные образовательные технологии:
- личностно-ориентированные, которые обеспечивают комфортные условия в семье и образовательном учреждении,
бесконфликтные и безопасные условия развития личности обучающихся, реализацию имеющихся природных потенциалов;
- игровые, представляющие собой целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное
общим содержанием, сюжетом, персонажем;
- здоровьесберегающие: зрительная гимнастика, смена статичных и динамичных поз, динамические разминки (в том числе и
музыкальные), голосовые и дыхательные упражнения, малоподвижные игры речевого характера, упражнения для коррекции мелкой и
общей моторики;
- информационно-коммуникативные: мультимедийниые презентации, интерактивные игры.

№ Название
п/п раздела
1

Знакомство

Формы
занятий
- традиционное
занятие
- Практическое
занятие
- Экскурсия
- Игры
- Беседы

Методическое обеспечение программы
Методы, приДидактикоФормы
емы обучения
методический
подведения
материал
итогов
- устное объяс
- таблицы
- отзывы
нение
- схемы
- тесты
- беседа
- картинки
- диагностика
- обсуждение
- плакаты
- объяснение
- фотографии
- демонстрация
пособий - игры

19

2

Диагностика

3

Развитие

4

Обучение

практическое
занятие
игры
упражнения

объяснение
- работа по
пбразцу
анализ упражнения
игры
рисование
комбинирокарточки
печатные
ванные
традиционные лиобъяснение
- практические
наблюдение
занятия
диалог игры
решение проупражнения
блемной ситуа-тренинги
ции
ручной
труд - подвижные
игры - рисование
обсуждения
- творческая деятельность детей
дискуссии - работа по
традиционные
образцу - игры
занятия
игры
упражнения

раздаточный
материал - учебные
пособия - картинки
игры

- тесты
- анализ работ
- наблюдения

обобщающие - рефлексия детские раигры -квесты
боты
рабочие тетради - пособия
игры
детские книги
-

-карточки печатные ли- сты
- тетради пособия игры

игры
рефлексия
- коллективные
работы

III. Список литературы

1.

Федосова Н. А. Дошкольное обучение. Подготовка к школе. Серия «Преемственность». Просвещение,2012

20

Федосова Н.А. Развитие речи. Тетрадь на печатной основе с комплексом упражнений по развитию речи и фонематического
слуха. Владос, 2000.

2.
3.
4.

Колесникова Е. В. Математика для детей 6-7 лет. Методическое пособие. Творческий дом, 2008

Казинцева Е.А., Померанцева И.В. Конспекты занятий в подготовительной группе. Формирование математических
представлений. Учитель,2009
Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. Просвещение, 2013.
Волкова С. И. Математические ступеньки. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение, 2013. 7. Плешаков
А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе.
Просвещение,2013.
Литература для обучающихся:

5.
6.

1.
2.
3.

Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. Просвещение, 2013.
Волкова С. И. Математические ступеньки. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение, 2013.

Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе.
Просвещение,2013.
Литература для родителей:
1.
Волина В.В. Занимательноеазбуковедение. - М.: Просвещение, 1991г.
2.
Волкова С.И. Математические ступеньки: пособие для детей 5-7 лет. - М.: Просвещение, 2016
3.
Колесникова Е.В. Я считаю до десяти. Математика для детей 5-6 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2017
4.
Колесникова Е.В. Я считаю до двадцати. Математика для детей 6-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2017
5.
Федосова Н.А. От слова к букве. Пособие для детей 5-7 лет. В 2-х частях - М.: Просвещение, 2016

Приложения1.

Количество групп

Календарный учебный график
1 год обучения
1

21

Начало учебного года
Окончание учебного года
Летние каникулы
Продолжительность учебного года всего, в том
числе
1-ое полугодие
2-ое полугодие
Продолжительность занятия
Регламентирование занятий (первая, вторая
половина дня)
Каникулы и праздничные дни

1 октября
31 мая
1 июня по 31 августа
36 недель
16 недель
20 недель
Не более 30 минут
вторая половина дня
В соответствии с календарными периодами и
датами

Приложение 2

Месяц

Октябрь

Календарно - тематическое планирование занятий по программе «Познавай-ка»
Название темы
Краткое описание темы
Гласные звуки и буквы
А,Я,О,Ё, У,Ю,Э,Е
Звуки и буквы
Печатание букв
Определение ударного звука
Подготовка руки к письму
Числа-цифры

Цифры от 11 до 14;
Математические знаки : > ,<
Ориентация в клетке
Каллиграфическое письмо цифр

22

Ноябрь

Звуки и буквы

Числа - цифры

Декабрь

Звуки и буквы

Числа - цифры

Гласные звуки и буквы ы,И
Печатание букв
Определение ударного звука
Твердые и мягкие согласные звуки с,сь. Буква с
Слог-слияние
Звуковой анализ слов
Подготовка руки к письму
Цифры от 15до 18
Математические знаки > ,<
Каллиграфическое письмо цифр
Ориентация в клетке
Согласный звук М,Мь, буква М
Согласный звук Х, Хь ,буква Х
Деление слов на слоги
Слияние слогов
Согласный звук Н,Нь, буква Н
Согласный звуки Р, Рь, буква Р
Предложение (грамматический строй)
Прописная буква в начале предложения и в
именах людей
Подготовка руки к письму
Цифры от 19 до 20
Математические знаки: равно-неравенство
Каллиграфическое письмо цифр
Ориентация в клетке

23

Январь

Февраль

Март

Звуки и буквы

Согласный звук Л,Ль буква Л
Согласный звук З,Зь буква З
Согласный звук В,Вь буква В
Согласный звук Ф,Фь буква Ф
Употребление предлогов
Слоговое чтение
Подготовка руки к письму
Арифметические задачи Арифметические задачи на вычитание в
пределах 14
Каллиграфическое письмо цифр
Ориентация в клетке
Звуки и буквы
Согласный звук Г,Гь буква Г Согласный
звук К,Кь буква К Согласный звук Б, Бь
буква Б
Согласный звук П,Пь буква П
Прописная буква в кличках животных
Слоговое чтение
Подготовка руки к письму
Арифметические задачи Составление арифметических задач в пределах
20 на сложение и вычитание
Каллиграфическое письмо цифр
Ориентация в клетке
Согласный звук Д,Дь буква Д
Звуки и буквы
Согласный звук Т,Ть буква Т
Согласный звук Ж буква Ж
Согласный звук Ш буква Ш
Прописная буква в географических названиях
Сочетание жи,ши, же,ше Слоговое
чтение предложений

24

Подготовка руки к письму

Арифметические
задачи
Апрель

Звуки и буквы

Логические задачи
Май

Звуки и буквы

Решение арифметических примеров в пределах
20
Графические диктанты
Согласный звук Ц буква Ц
Согласный звук Й буква Й
Согласный звук Ч буква Ч
Согласный звук Щ буква Щ
Сочетание ча, чу, ща, щу
Буквы, обозначающие всегда твердые согласные
звуки
Буквы, обозначающие всегда мягкие согласные
звуки
Слоговое чтение предложений
Подготовка руки к письму
Логические задачи на внимание
Закреплять порядковый счет второго десятка
Буква мягкий знак-показатель мягкости
согласных звуков
Разделительный твердый знак
Гласные звуки Я,Ю,Е,Ё, обозначающие два
звука
Знакомство с алфавитом
Слоговое чтение текста
25

Логические задачи

Решение логических задач Графические
диктанты

Приложение 3
Диагностические материалы
Критерии уровня развития детей
ВЫСОКИЙ: ребенок отвечает на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения, умеет задавать вопросы по
содержанию прочитанного произведения, рассказывает наизусть небольшое стихотворение, умеет делать звуко-буквенный анализ слов,
конструировать словосочетания и предложения, определяет количество слов в предложении, умеет составлять устный рассказ по
картинке, по серии сюжетных картинок, определяет местонахождение заданного звука в слове, умеет подбирать слова на заданную
26

букву, находит ударение в словах различной сложности, различает звуки и буквы русского алфавита, умеет читать по слогам слова и
небольшие тексты, понимая содержание того, что прочитал, аккуратно выполняет штриховку, раскрашивание, обведение по
контуру.правильно держит ручку и карандаш, распознает на рисунках и в природе изученные растения и животных, перечисляет в
правильной последовательности времена года, месяцы, названия дней недели, знает основные признаки времен года, называет числа от
1 до 20 в прямом и обратном порядке, умеет их сравнивать, получать из меньшего числа большее путем присчитывания 1 или2,3, умеет
соотносить число и цифру, сравнивать группы предметов с помощью составления пар, классифицирует предметы по форме, цвету,
размеру, устанавливает пространственно-временные отношения с помощью слов: слева-справа, вверху-внизу, впереди сзади, близкодалеко, выше-ниже, раньше- позже, вчера-сегодня-завтра. Распознает известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат,
прямоугольник), ориентируется в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на
листе бумаги.
СРЕДНИЙ: ребенок выполняет все вышеперечисленное, но с затруднением, с задержкой, допуская небольшие неточности или
незначительные ошибки, читает по слогам, иногда путая буквы, но исправляясь самостоятельно.
НИЗКИЙ: ребенок выполняет с трудом все вышеперечисленное, часто ошибаясь и путаясь, отвечает неправильно, читает буквослоговым способом, не понимая прочитанного.
Диагностическая карта
Подготовка к чтению и письму,
чтение по слогам.
1

Математика

Знание букв Составление Умение де Счет в
и звуков
словосоче- латьзвуко- прямом и
русского
тания, пред- буквенный обратном
языка, вы ложения,
анализ слов. порядке
деление из рассказа,
(до 10слов задан сказки по
20).
ных звуков, иллюстра
Получение
определе
ции, пе
последу
ние места ресказ не
ющего и
звука в
большого
предыдуслове.
текста.
щего числа
от задан-

Состав чисел первого
десятка, соотнесение
цифры и
числа предметов.

Решение
Умение
просты х за- сравнивать
дач в одно свойства
действие на объектов,
выделять их
«+» и «характерные
».
черты.
Решение
логических
задач.

27

ного.

Природоведческие знания: знать понятия живая и неживая природа, правила поведения в природе, названия и основные признаки
времен года, их последовательность, названия месяцев времен года, знать кто такие насекомые, птицы, звери, рыбы., понимать отличия
домашних животных от диких животных.
Итогом реализации программы является организация познавательно- игровой викторины для детей или открытый урок, где
совмещены вопросы и задания по всему пройденному материалу, включая математические умения и навыки, а также умение читать и
анализировать прочитанное, делать различные виды разбора.

28

Powered by TC PDF ( www.tc pdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Отчет о результатах самообследования

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Утверждение МЗ на 2024 от 26.12.2023.pdf (скачать)

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 23.02.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (4842) 478- 470

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».