Дополнительная образовательная программа «Волшебное тесто» для детей 5-6 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 18 «Ягодка» города Калуги
(МБДОУ №18 «Ягодка» г. Калуги)

ПРИНЯТА
педагогическим советом
МБДОУ «Ягодка №18 г. Калуги
( протокол № 1 от «29» августа 2023 г.)

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБДОУ №18
«Ягодка» г. Калуги
№ 72 /01-12 от «29» августа 2023 г.

Дополнительная
образовательная программа
художественно-эстетической направленности
«Волшебное тесто»
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год

Калуга, 2023
1

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебное тесто» для детей 5-6 лет разработана воспитателем МБДОУ №18
«Ягодка» г. Калуги Багреевой Анной Евгеньевной.
Внутренняя экспертиза проведена. Программа рекомендована к рассмотрению на педагогическом совете учреждения.

Старший воспитатель ____________ Умнова Л.М.

«29» августа 2023 г.

2

Структура программы
№
п/п
1
1.1
1.1.1
1.1.2
1.1.3
1.1.4
1.2
1.3
1.3.1
1.3.2
1.3.3
1.4
2
2.1
2.2
2.3
3
4

Наименование раздела
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Актуальность, направленность и новизна программы
Характеристика возрастных особенностей обучающихся
Объем и сроки освоения программы
Формы обучения
Цели и задачи программы
Содержание программы
Учебный план
Краткое описание разделов
Методы и приемы обучения
Планируемые результаты освоения программы
Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Формы педагогической диагностики
Методические материалы
Список литературы
Приложения

Стр.
4
4
4
5
6
7
7
7
7
14
15
16
17
17
18
18
18
19

3

Раздел I. Комплекс основных характеристик программы
«Истоки способностей и дарования детей– на кончиках их пальцев.
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
В. А. Сухомлинский
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Волшебное тесто» (далее - Программа) разработана с учетом действующих
федеральных, региональных нормативно-правовых документов и локальных актов, имеет
художественно-эстетическую
направленность и определяет содержание и организацию работы по освоению детьми 5-6 лет искусства тестопластики – одного из
видов декоративно-прикладного искусства, формирующего художественный вкус, создающего эстетически полноценную среду,
определяющую творческий потенциал личности.
1.1.1. Актуальность Программы
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач на современном этапе. Одним из эффективных и наиболее
востребованных средств её решения в дошкольном возрасте является лепка. Наряду с традиционными материалами, используемыми в
данном виде творчества (пластилином и глиной), сегодня все более популярным становится солёное тесто, экологически чистый
материал, по своим свойствам обладающий особой живой энергетикой, мягкостью и упругостью. Данный вид деятельности
представляет безграничные возможности для развития творчества детей. Благодаря работе с солёным тестом ребенок чувствует себя
создателем, испытывает удовлетворение, гордость и массу положительных эмоций за свои достижения.
Актуальной данная деятельность является еще и потому, что обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее
развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое); работа над лепным орнаментом положительно влияет
на развитие мелких мышц кисти ребенка, делает более чувствительными кончики пальцев, синхронизирует работу обеих рук, т.е.
повышает сенсорную чувствительность; способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики.
Обучение по данной Программе способствует формированию умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть
результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. Как всякое искусство, занятие данным
видом деятельности воспитывает чуткое отношение к прекрасному, совершенствует наблюдательность и эстетическое восприятие,
художественный вкус и творческие способности, необходимые в любой сфере жизнедеятельности.
Занятия лепкой из соленого теста в нашем ДОУ обусловлены также запросами родителей воспитанников. Родители считают,
что лепка положительно влияет на развитие мелкой моторики рук и на развитие речевой активности и творческих способностей детей,
и они хотели, чтобы их ребенок научился владеть техникой лепки из соленого теста.
Новизна
Новизна программы заключается в том, что настоящее творчество – это тот процесс, в котором автор – ребёнок не только
рождает идею, но и сам является её реализатором, Предлагаемые в программе техники лепки из соленого теста раскрепощают ребенка.
Он не боится, что у него что-то не получится. Навыки, полученные в ходе овладения программой, позволяют развивать детскую
самостоятельность, мышление, познавательный интерес, положительное отношение к художественной деятельности и сделать работы
4

детей более интересными, выразительными, красочными, т.е. «своими шедеврами». Это возможно только в том случае, если ребенок
точно знает, как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и
какими критериями руководствоваться. Всё это реально, если он прошёл курс определённой учёбы, подготовки, которая непременно
должна иметь комплексный характер, то есть быть и общеобразовательной, и развивающей, и воспитательной одновременно.
Отличительные особенности
Программа «Волшебное тесто» не допускает дублирования образовательной программы, реализуемой в учреждении,
ориентирует не на уровень знаний, а на развитие творческих возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития.
В процессе занятий, накапливая практический опыт в выполнении изделий из соленого теста, воспитанники от освоения
основных форм лепки постепенно переходят к более сложным работам и изготовлению творческих работ. Занятия строятся таким
образом, что сначала дается словесный материал по данной теме (стихи, сказки, рассказы и др.), который ложиться затем в основу
изображаемого сюжета. Благодаря правильно подобранному художественному слову, музыке, наглядному материалу создается
настрой, который вызывает желание самостоятельно передать образ в своей работе.
Характерной особенностью проведения занятий является отсутствие слова «нельзя»: дети могут лепить различные изделия из
солёного теста и даже придумывать свою необычную технику. Это позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, независимо
от своих способностей ощущать себя волшебником, творцом, художником.
Адресат программы
Программа «Волшебное тесто» предназначена для организации дополнительной образовательной деятельности детей 5-6 лет.
Программа рассчитана на любой социальный статус детей, имеющих различные творческие способности. Набор детей носит
свободный характер (принимаются все желающие) и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.
1.1.2. Характеристика возрастных особенностей обучающихся
Изобразительная деятельность детей 5-6 лет становится разнообразнее и сложнее. Это связано с тем, что в психологическом и
физиологическом отношении ребенок стал более развитым. Окрепли и руки, но мелкие движения пальцами детям производить трудно.
Ребенок на шестом году жизни может анализировать форму, части предмета и запоминать их.
Дети этого возраста уже намного самостоятельнее в процессе работы над формой, способны подмечать наиболее яркие,
красивые стороны предметов.
Таким образом, можно сформулировать общие задачи по лепке в этой группе: необходимо у детей развивать любознательность,
эстетическое восприятие окружающего мира, уточнять их представления о форме предметов, их различии и сходстве, характерных
признаках, положении в пространстве.
Учитывая, что ребята этого возраста стали более самостоятельны в творчестве, необходимо поощрять их инициативу,
сообразительность. Известно, что на развитие изобразительной деятельности детей влияют знание формы предметов, их строение, но
не меньшее значение имеет овладение техническими и изобразительными средствами лепки.

5

В старшей группе усиливается внимание к умению передавать характерные особенности формы, а также к изображению
динамики.
Сначала дети лепят знакомые предметы, овощи, фрукты. На одном занятии они могут вылепить 2-3 предмета разной формы и
величины. И немаловажно, чтобы они путем сравнения научились выделять и передавать наиболее яркие, характерные признаки
предметов.
Продолжаем работу с детьми над изображением фигур человека и животного. Данная задача решается в этой группе несколько
по-иному, чем с детьми четырех лет. Используя способность дошкольников к анализу, им можно предложить лепку этих предметов с
игрушек, скульптур малой формы. Надо отметить, что лепка с натуры требует особого внимания к форме, характерным деталям и
особенностям ее строения, учит следить за получающейся формой и сравнивать ее с натурой.
Техника лепки в этой группе продолжает совершенствоваться. Особое внимание уделяется работе пальцами. Основные формы
предметов, туловище и голова человеческой фигуры, туловище и ноги животного предлагается лепить способом вытягивания из одного
куска теста.
Дети должны уметь передавать признаки предметов: длинный, короткий, толстый и тонкий. В связи с тем, что тематикой в
основном является изображение человека и животных, появляется необходимость знакомить ребят с приемами установки фигур в
вертикальном положении и учить их понимать относительную величину частей. Предметами для изображения могут быть персонажи
русских народных сказок, овечка, мышка-норушка, кудрявые ежики. Для развития мелких мышц кисти руки и движений пальцами
детям предлагается лепить посуду для кукол, декоративные тарелки, натюрморт с самоваром. Эти занятия связаны не только с
развитием изобразительных навыков, но и с упражнением детей в таких технических приемах, как лепка из целого куска, вдавливание,
вытягивание, прищипывание, работа над мелкими деталями и фактурой, которая в данном случае должна быть очень гладкой.
Изготовление посуды открывает возможность использовать умения, полученные на занятиях рисованием.
Для того чтобы фигурки были выразительными, дети должны изображать человека и животных в действии. Изображение
действия в лепке является одним из выразительных средств, которое усваивается ребенком быстрее, чем в рисовании, так как в лепной
работе он имеет дело с реальным объемом и ему не нужно прибегать к условным средствам, как при изображении на листе бумаги.
Движения, которые изображают дети, очень несложные: поднятые руки или расставленные ноги у человеческой фигуры, вытянутые
вперед лапы у животных. Предлагаемая тематика может быть следующая: «Зайка-длинные уши», « Медведь в берлоге», «Летающие
тарелки и пришельцы из космоса», «Бабушкины сказки» сюжетная лепка по мотивам народных сказок, т. е. даются те предметы,
приемы изображения которых детям известны.
1.1.3. Объем и сроки освоения программы.
Объем программы - 32 часа. Программа рассчитана на один год обучения.
Занятия в группе проводятся 1 раз в неделю, 4 занятия в месяц, 32 занятия в год.
6

Продолжительность одного занятия 25 минут. Занятия проводятся по группам. Наполняемость – до 10 человек, что позволяет
продуктивно вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми.
1.1.4. Форма обучения
Форма обучения: очная.
Основной формой организации образовательной деятельности является занятие, продолжительность которого соответствует
возрастным особенностям детей ( СанПиН 1.2.3685-21.)
В процессе занятий используются различные формы организации образовательной деятельности: совместная (индивидуальная,
подгрупповая, групповая) и самостоятельная деятельности. Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в
занимательной форме, что не утомляет детей и способствует лучшему усвоению материала. Занятия проводятся в определённой
системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуально-дифференцированного подхода к детям.
1.2. Цели и задачи реализации Программы
Цель программы - формирование эстетического вкуса, развитие творческих способностей и проектного мышления
обучающегося посредством изготовления изделий из солёного теста.
Задачи:
1. Совершенствовать умение лепить простые формы (цилиндр, палочки, диск, шарик и т.д. ) и на их основе формировать
умение изготавливать из теста сложные предметы (овощи, фрукты и т.д.).
2.Способствовать развитию творческого воображения, мышления, внимания, памяти; поощрять детей воплощать в
художественной форме свои представления, чувства.
3.Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира.
4.Тренировать мелкую моторику, координацию движений пальцев и кистей рук.
5.Воспитывать аккуратность, терпение, учить планировать свою работу и доводить её до конца .
1.3.Содержание программы
1.3.1. Учебный план
№
1
2
3

Модуль
программы
Вводное занятие
Тематические
игровые занятия
Проведение
открытых занятий

Часы

XI

1

X
1

27

3

4

1

Месяц проведения занятий
XII
I
II
4

4

4

III

IV

V

4

3

2

1
7

4

5

Обобщающее
занятие
Оценка
развития
умений и творчества
детей в лепке из
соленого
теста
(мониторинг)

1

2

1

1

1

Итого

32 часа

Месяц,
наименовани
е раздела

Тематическое планирование образовательной деятельности

Тема
занятий

Октябрь «Дары осени»

«Чудо-тесто»

«Овощи»

«Фрукты»

Задачи

Материалы,
оборудование

Методическая
литература

Познакомить детей с соленым тестом и его свойствами:
мнется, скатывается, расплющивается, рвется. Учить
правильно работать с тестом. Техника безопасности.
Вызвать интерес к работе с тестом. Развивать мелкую
мускулатуру пальцев.

Мука, соль, вода,
соленое тесто,
салфетки,
индивидуальные
дощечки

И.Лыкова «Лепка и
тестопластика»,
стр.7

Познакомить детей с техникой лепки из солёного теста
(раскатывается, мнётся, отрывается). Показать приёмы
изготовления изделия из теста такие, как шар, валик,
лепешка, капля, веретено, спираль, конус, лодочка.
Продолжать учить раскрашивать готовое изделие краской.

Тесто солёное,
иллюстрации
изделий, салфетки,
дощечки
индивидуальные.

А. Багрянцева,
Зоопарк из
пластилина,
стр. 4

Продолжать знакомство с техникой тестопластики. Учить
вытягивать тесто с одной стороны. Раскатаем лепёшки,
сплющим, вырежем зубчики стекой и процарапаем
зубочисткой тонкие прожилки. После просушивания в
духовке, раскрасим фрукты краской.

Тесто солёное,
иллюстрации
фруктов,
гвоздика, стека,
салфетки, дощечки

И.А. Лыкова,
Художественный
труд в детском
саду.
Экопластика,
8

индивидуальные.

стр.120

Познакомить с новым способом лепки из колец. Показать
возможность моделирования формы изделия (расширение
или сужение в отдельных частях) за счёт изменения длины
исходных деталей колбасок. Воспитывать эстетический
вкус

Тесто солёное,
иллюстрации
корзин, салфетки,
дощечки
индивидуальные.

А.А.Анистратова,
Н.И.Гришина «Поделки из соленого
теста», стр.7

Учить детей лепить посуду конструктивным способом.
Вызывать интерес к коллективной работе по созданию
чайного сервиза для игрушек. Развивать мелкую моторику
и глазомер. Познакомить детей с ленточным способом
лепки.

Тесто солёное,
иллюстрации
изделия, салфетки,
дощечки
индивидуальные.

В.С. Горичева,
М.И. Нагибина,
Сказку сделаем из
глины, теста, снега,
пластилина, стр.
85

«Чайник»

Продолжаем учить детей лепить посуду конструктивным
способом. Вместо стеки учимся использовать маленькую
чайную ложку для изготовления отверстия в чайнике.

Тесто солёное,
иллюстрации
изделия, салфетки,
стека, дощечки
индивидуальные.

И. А. Лыкова,
Изобразительная
деятельность в
детском саду, стр.
108

«Самовар»

Показываем детям новый способ лепки - облепляем тестом
небольшую банку, смазанную клеем ПВА. Украшаем
изделия по образцу.

Тесто солёное,
иллюстрации
изделия, салфетки,
стека, дощечки
индивидуальные.

И.А. Лыкова,
Художественный
труд в детском
саду.
Экопластика,
стр.125

«Ваза для
фруктов»

Учим детей лепить вазу из раскатанного теста.
Продолжаем учить детей соединять части.

Тесто солёное,
иллюстрации
изделия, салфетки,
стека, дощечки
индивидуальные.

В.С. Горичева,
М.И. Нагибина,
Сказку сделаем из
глины, теста, снега,
пластилина,
стр.8

«Корзина для
фруктов и
овощей»

Ноябрь «Федорино горе»

«Чашка с
блюдцем»

9

Январь «Рождественские
фантазии»

Декабрь «Забавные забавы»

« Снеговик»

Продолжить учить детей создавать выразительные лепные
образы конструктивным способом. Учить планировать
свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное
количество частей разной величины, лепить
последовательно, начиная с крупных деталей.
Отрабатывать приемы скрепления частей с помощью
соединительных деталей (трубочек, палочек)

Тесто солёное,
иллюстрация
изделия, зубочистки,
салфетки, дощечки
индивидуальные.

И. А. Лыкова,
Изобразительная
деятельность в
детском саду, стр.
52

«Красивый
подсвечник»

Учить детей лепить подсвечники. Предложить оформить
подсвечники по своему выбору – налепами, прорезным
декором по мотивам народных орнаментов, бисером
бусинами, природным материалом и т.д. Поощрять
инициативу и самостоятельность при выборе
дополнительных материалов и средств художественной
выразительности. Воспитывать художественный вкус

Тесто солёное,
иллюстрации
изделия, салфетки,
фольга, дощечки
индивидуальные.

И.А. Лыкова,
Художественный
труд в детском
саду.
Экопластика, стр.
133

«Новогодние
игрушки»

Учить детей моделировать елочные игрушки;
активизировать освоенные способы лепки и приемы
оформления поделок; развивать согласованность в работе
обеих рук, вызвать желание украсить елочку
самодельными игрушками.

Готовое соленое
тесто (цветное),
гуашь, кисть тонкая
для нанесения узора,
искусственная
елочка для
украшения, скрепки,
нитки.

И.Лыкова «Лепка и
тестопластика»,
стр. 27

Познакомить детей с новым способом лепки – свивание из
колбасок. Перевить две одинаковые колбаски по длине.
Украшение по образцу.

Соленое тесто,
иллюстрация
изделия, салфетки,
дощечки
индивидуальные.

И.А. Лыкова,
Художественный
труд в детском
саду.
Экопластика, стр.
102

Продолжить учить детей создавать выразительные лепные
образы конструктивным способом. Учить планировать
свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное
количество частей разной величины, лепить

Соленое тесто,
иллюстрация
изделия, салфетки,
стеки, дощечки

М. Прушковская
«Поделки и
сувениры из
соленого теста»,

«Рождественс
кий венок»

«Ангелочек»

10

Февраль «Сувениры»

индивидуальные.

стр.11

«Фигурные
украшения»
(медальоны,
кулоны и
брошки)

Учить детей раскатывать тесто скалкой. Продолжаем учить
детей делать фигурные украшения из теста с помощью
формочки и аккуратно вырезая их стекой или ножом.

Соленое тесто,
иллюстрация
изделия, салфетки,
стека или нож,
дощечки
индивидуальные.

И.А. Лыкова,
Художественный
труд в детском
саду.
Экопластика, стр.
131

«Веселое
сердечко»

Продолжить учить детей раскатывать тесто скалкой,
прикладывать и обводить шаблон, вырезать изображение
по шаблону из целого куска теста. Вызвать интерес к
оформлению «валентинок» (налепы, процарапывание
рисунка, использование печаток, дополнительного
материала).

Соленое тесто,
иллюстрация
изделия, стеки,
формочки, салфетки,
карандаш, шнурки,
проволока,
шерстяные шнурки.

И.А. Лыкова,
Художественный
труд в детском
саду.
Экопластика, стр.
155

«Звонкие
колокольчики
»

Из шара лепим путем вдавливания и моделирования
формы. Показать разные приемы оформления лепных
фигурок – выкладывание орнамента из бусин и пуговиц,
нанесение узора стекой, штампование декора колпачками
фломастеров, воспитываем аккуратность.

Соленое тесто,
иллюстрация
изделия, салфетки,
дощечки,
индивидуальные,
стека, язычок для
звонка, веревочка и
бусинка.

И.А. Лыкова,
Художественный
труд в детском
саду.
Экопластика, стр.
135

«Фоторамка»

Учить детей закреплять тесто, раскатанное в длинный
валик, слегка сплющивая выкладывать на рамке из картона,
оформление по желанию (цветы, ягоды, фрукты,
насекомые).

Соленое тесто,
иллюстрация
изделия, салфетки,
дощечки
индивидуальные,
картон, простой
карандаш, фото.

И.А. Лыкова,
Художественный
труд в детском
саду.
Экопластика, стр.
138

Учить лепить декоративные тарелки с
цветочным
орнаментом, используя приемы раскатывания между

Готовое соленое
тесто (не цветное),

М. Прушковская
«Поделки и

Ма
рт
«Ве
сен
нее
нас
тро
ени
е»

последовательно, начиная с крупных деталей

Декоративная

11

«Транспо
рт»

Апрель

тарелка
«Цветы для
мамы»

ладонями, сплющивания и оттягивания и уравнивания
краев; украшать шариками, дисками и жгутами.

вода, стеки, скалки,
подставки под
готовые изделия.

сувениры из
соленого теста»,
стр. 20

«Цветы»

Учимся делать цветы с помощью чесноковыжималки или
чайного ситечка.

Соленое тесто,
иллюстрация
изделия, салфетки,
дощечки
индивидуальные,
зубочистка,
чесноковыжималка,
стека, ситечко.

И.А. Лыкова,
Художественный
труд в детском
саду.
Экопластика, стр.
136

«Весна.
Цветущее
дерево»

Учить лепить веточку, а на ней цветочки (раскатываем
шарик и делаем тоненькую колбаску, это у нас ствол ветви,
а затем по шаблону делаем листики) Учимся оформлять
прическу и лицо, используя для этого бусинки, горошины
черного перца, разноцветные жгутики.

Соленое тесто,
иллюстрация
изделия, салфетки,
дощечки
индивидуальные,
бусинки, горошины
черного перца,
разноцветные
жгутики.

И.А. Лыкова,
Художественный
труд в детском
саду.
Экопластика, стр.
141

Панно
«Дерево
жизни»

Познакомить детей с изготовлением дерева из теста.
Совершенствовать умения украшать простые по форме
предметы деталями, воспитывать аккуратность.

Иллюстрации
деревьев, тесто
соленое, салфетки,
дощечки
индивидуальные,
формочки для теста
– цветок.

И.А. Лыкова,
Художественный
труд в детском
саду.
Экопластика, стр.
110

«По реке
плывёт
кораблик»

Учим детей обрезать стекой лишние уголки от валика из
теста, для образования носа у кораблика и достраивать

Соленое тесто,
иллюстрация

И. А. Лыкова,
Изобразительная
12

«Муха
цокотуха»

Май

недостающие части корабля (палубу, мачту, трубу)

изделия, салфетки,
дощечки индивидуальные, стека,
зубочистка,
трубочки для
коктелей.

деятельность в
детском саду,
стр. 128

«Ракеты и
кометы»

Продолжать учить обрезать стекой лишние уголки,
создавая тем самым корпус ракеты, добавляя к нему
большой треугольник – нос ракеты, два маленьких –
крылья.

Соленое тесто,
иллюстрация
изделия, салфетки,
дощечки
индивидуальные,
стека.

И. А. Лыкова,
Изобразительная
деятельность в
детском саду, стр.
126

«Весёлый
вертолёт»

Закреплять умение детей лепить конструктивным способом Соленое тесто,
из разных по форме и размеру деталей.
иллюстрация
изделия, салфетки,
дощечки
индивидуальные,
стека, спички,
зубочистки,
трубочки для
коктейлей.

И. А. Лыкова,
Изобразительная
деятельность в
детском саду, стр.
96

«Едет поезд,
колёса
стучат»

Учить детей составлять коллективную композицию из
паровозика и вагончиков. Инициировать поиск
возможностей сочетания пластилина с другими
материалами (колёса из пуговиц, труба из колпачка
фломастера). Развивать чувство формы и пропорции.

Соленое тесто,
иллюстрация
изделия, салфетки,
дощечки
индивидуальные,
пуговицы.

И. А. Лыкова,
Изобразительная
деятельность в
детском саду, стр.
20

«Муха

Закрепляем умение лепить конструктивным способом
изготовление мухи и украшаем ее по своему желанию.

Соленое тесто,
иллюстрация
изделия, салфетки,
дощечки

И. А. Лыкова,
Изобразительная
деятельность в
детском саду, стр.

Именинница»

13

«Угощение
из
теста»

«Бабочка –
красавица»

«Гусеница»

индивидуальные,
стека, коктейльные
трубочки,
проволока,
зубочистки.

142

Закрепляем умение лепить угощение из теста знакомым
детям способом плетением и свиванием из колбасок с
помощью чесноковыжималки и ситичка.

Соленое тесто,
иллюстрация
изделия, салфетки,
дощечки
индивидуальные,
чесноковыжималки
и ситичко.

И.А. Лыкова,
Художественный
труд в детском
саду.
Экопластика, стр.
118

Лепка насекомых в движении с передачей характерных
особенностей строения (туловище, крылья, ножки) и
окраски. Сочетание разных материалов для изображения
мелких деталей (для крыльев использовать – фольгу, для
усиков – проволоку, спички, зубочистки, для глазок –
бисер, пуговички). Формирование коммуникативных
навыков. Синхронизация движения обеих рук в процессе
создания скульптурного образа.

Соленое тесто,
салфетки, фольга,
проволока,
зубочистки, бисер,
пуговицы, спички,
иллюстрации
насекомых, дощечки
индивидуальные.

И.А. Лыкова,
Художественный
труд в детском
саду.
Экопластика.
стр. 142

1.3.2. Краткое описание разделов
Содержание дополнительной образовательной программы направлено на развитие мелкой мускулатуры рук, творчества.
воображения и фантазии через ознакомление детей с различными способами лепки из соленого теста (конструктивный, структурный,
комбинированный, рельефная лепка, лепка по форме, модульная лепка и др.) и способами оформления вылепленных изделий.
Вводный раздел решает задачи: знакомство детей с инструментами и материалами, необходимыми для работы. Организацией
рабочего места. Правильным положением рук и туловища во время работы. Правилами техники безопасности, ПДД, ППБ
Основной раздел - Тематические занятия: предусматривает знакомство с тестом и его свойствами, обучение способам лепки,
обучение лепки из цветного теста.
Приёмы лепки из теста
Приёмы лепки можно разделить на две группы: в одних работает ладонь, в других – пальцы. При лепки из солёного теста
используются следующие приёмы: скатать, раскатать, расплющить, отщипнуть, разрезать стекой, согнуть. При соединении частей
используются приёмы: прижать, вдавить. Выполненные детали могут наклеиваться на ткань и на плотный картон с помощью клея ПВА
14

или «Момент», на заготовки из тонко раскатанного и высушенного теста различной формы (круглой, прямоугольной, квадратной)
детали приклеиваются водой.
В работе с детьми используется 3 основных вида лепки: предметная, сюжетная и декоративная.
Предметная лепка (изображение отдельных конкретных предметов).
Предметная лепка НОД этого раздела включает в себя изображение таких объектов, которые ребята наблюдают в детском саду,
дома, о которых им читают. Предметы для лепки могут быть самые разнообразные: фигурки животных (кошка, собака, кролик,
медведь, петух, черепаха, рыбка: т. е. те животные, которые ребятам хорошо знакомы), фигура человека (изображение куклы, деда
Мороза, фигурки детей в летней и зимней одежде), а также овощи, фрукты, посуда, декоративные пластинки.
Сюжетная лепка. Дети старшей группы уже могут вылепить в течение одного занятия не один предмет, а несколько, т. е. они в
состоянии работать над сюжетом. Правда, пятилетним ребятам воспитатель предлагает композицию из однородных предметов, где
формы и приемы повторяются, например: «Кошка с котятами», «Собака со щенком». Лепка однородных предметов связана не только с
тем, чтобы детям было посильно задание, закреплялся тот или иной прием путем неоднократных повторений,- важно, чтобы они
научились передавать соотношение величин (большой - маленький), интересно располагали предметы на подставке. 13 - лепные
композиции на определенную тему. Сюжетом могут быть эпизоды из окружающей жизни, из сказок и рассказов.
Декоративная лепка (создание декоративных изделий: украшения, народная глиняная посуда, народные игрушки, декоративные
пластины. Каждый из этих видов проводятся как по заданию воспитателя, так и по замыслу детей. Также по программе «Волшебное
тесто» используются ещё два вида лепки: комплексная и лепка по форме.
Комплексная лепка – комбинируя разные способы лепки (создаем предмет, затем декорируем)
Лепка по форме используя прочные готовые формы: банки, коробки, бутылки, контейнеры (от киндера)
Декоративная лепка. В декоративной лепке дети создают декоративные или декорированные изделия - это вазы, маски, панно,
лепные орнаменты, изделия по мотивам мелкой декоративной пластики народных умельцев и игрушек, украшения (бусы, броши),
сувениры. Эти изделия связаны с жизнью, поэтому имеют больше смысла для ребенка.
Раздел- Оценка развития умений и творчества детей в лепке из соленого теста (мониторинг) решает задачи определения
уровня развития детей, их способностей
1.3.3. Методы и приемы в работе с детьми
При организации совместной образовательной деятельности педагога с детьми используются следующие методы и приемы:
практические методы и приемы:
 упражнения;
 игровые приемы;
 показ способов действия;
словесные методы:
 рассказ воспитателя;
 поощрение;
 использование художественного слова;
15

 объяснения, пояснения воспитателя;
 совместный анализ выполненной работы.
наглядные методы и приемы:
 наблюдение;
 показ образцов, схем, демонстрация наглядного пособия;
 рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
Способы лепки:
 конструктивный - при этом способе лепки образ создается из отдельных частей;
 скульптурный (пластический) - изделие лепится из целого куска;
 комбинированный - этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный;
 рельефная лепка - поделки, изготовленные этим способом, представляют собой объемное лепное изображение на плоскости;
 лепка по форме - иногда для лепки удобно использовать прочные готовые формы - банки, пластиковые бутылки, втулки от
бумажных полотенец;
 модульная лепка - этот способ напоминает составление объемной мозаики или конструирование из одинаковых деталей. В
зависимости от формы модуля различается несколько видов модульной лепки: из бесформенных кусочков, из шариков, из валиков;
 лепка из колец - как правило, такая техника применяется для лепки посуды;
Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, готовое изделие и т.д.),
разным видам искусства (художественная иллюстрация, открытки, изделия народных промыслов). В процессе занятий наглядность
используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребенка на выполнение задания, в других – на предупреждение
ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета,
замысла.
Используется на занятиях и такой прием, как изготовление, поделки, составление композиции в присутствии детей и
рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.
Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать
творческую активность детей, обеспечить ребенку максимальную самостоятельность в деятельности, не давать прямых инструкций,
создавать условия для проявления собственной фантазии.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения программы дополнительного образования по художественно-творческой (продуктивной) деятельности дети:

расширяют свои представления об окружающем мире и приобретают определенные умения, знания, навыки.
 создают в лепке выразительные образы, передают в лепке характерные особенности предметов, действий, которые
производит предмет (улитка ползет, заяц сидит).
 овладевают изобразительными и техническими приемами лепки: делить на части, придавать форму, соединять детали,
оформлять изделие.
 овладевают различными способами лепки (скульптурный, комбинированный, конструктивный, модульный, рельефный).
16

 овладевает умениями самостоятельности, творчества при составлении сюжетной композиции.
 умеют работать стекой, скалкой, чеснокодавилкой.
 овладевают умениями по культуре труда (организация рабочего места, бере жное отношение к материалам, инструментам).

Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебное тесто» может быть эффективно реализована при взаимодействии
следующих факторов.
Помещение: Занятия по лепке из соленого теста проходят в специальном помещении «Коворкинг- центре», в котором
организована зона для развития творческих способностей детей с необходимыми материалами:
Инструменты и приспособления для художественно-изобразительной деятельности: доска, покрытая фольгой, солёное тесто,
скалка для раскатывания теста ровным слоем; вилка, расческа, стека, чтобы разрезать тесто, делать надрезы и рисовать необходимые
полосы, например, прожилки на листиках; пластмассовые лопатки; штампики фабричного производства, формочки для теста или для
игр с песком, шаблоны удобны для вырезания теста; кисточка, смоченная водой, склеивает отдельные части соленого теста (как клей
склеивает бумагу), а также разглаживает неровности на поверхности; стаканчики для воды; краски (акварельные, гуашь или
акриловые, чтобы раскрасить высушенные работы; прозрачный лак понадобится для закрепления красок и защиты изделия от влаги;
салфетки бумажные, тканевые; бумага белая, цветная, картон, (для изготовления клювиков, хвостиков, плавничков); природный
материал (семена, травы, крупы и другие); ленточка, если захочется завязать бантик на шее кота или мишки; бросовый материал
(бусинки, пуговицы, зубочистки, проволока для изготовления усиков, и другие); тонкая палочка делает проколы, отверстия, служит
стеблем для растений. Понадобится для нанесения рисунка. влажная тряпочка, чтобы вытирать руки.
Дидактические материалы: технологические карты, образцы изделий, книги, журналы, видео и др.
Видео-, аудио материалы: классические музыкальные произведения П.И. Чайковского, музыкальные произведения к сказкам,
детские музыкальные произведения, видеотека мультимедийных презентаций, ноутбук, интерактивная доска.
Кадровое обеспечение
Согласно Профстандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», по данной программе может работать педагог,
имеющий среднее или высшее педагогическое образование.
Соответственно, педагог должен знать и уметь:
- организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая
развитие детей;
- организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников;
- использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения
детьми программы;
17

- выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста для решения
образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения. должен знать:
- специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми дошкольного возраста;
- основные принципы психологических подходов в работе с детьми; - общие закономерности развития ребенка в дошкольном
детстве;
- особенности становления и развития детских деятельностей в дошкольном возрасте;
2.2. Формы педагогической диагностики
Педагогическая диагностика освоения образовательной Программы проводится педагогом, ведущим занятия с дошкольниками в
начале и конце учебного года.
Диагностика может проводится в форме: анализа продуктов детской деятельности, устного опроса, тестирования, выставки
(однодневные выставки, которые проводят с целью обсуждения, оценивать работы начинают сами авторы; выставки по итогам года, на
которой определяется полнота реализации образовательной программы; выставка – конкурс, это не только отчёт, но и процесс
самопознания).
Критерии их оценки позволяют определить достижение ребенком планируемых результатов. Данные о результатах мониторинга
заносятся в специальную карту, которая ведется в рамках реализации Программы (Приложение 1).
С помощью диагностики оценивается степень продвижения ребенка в усвоении Программы. Ценность диагностики заключается
не в прямом получении конкретных результатов, констатирующих достижения или проблемы дошкольников. Ее главной функцией
является выявление причин, затрудняющих продвижение ребенка на более высокий уровень развития. На их устранение должны быть
направлены усилия педагогов. Результаты диагностики – это отправные точки для определения эффективности педагогического
воздействия при реализации Программы.
2.3. Методические и дидактические материалы
Методические материалы: дополнительная общеразвивающая программа
художественно-эстетической направленности
«Волшебное тесто», конспекты занятий (по количеству занятий).
Дидактические материалы: технологические карты, образцы изделий, книги, журналы, видео и др.
3. Список литературы
1. Альда. Соленое тесто. Ребята – мастерята. - М.: «Росмэн-Пресс», 2008.
2. Гусева И. Соленое тесто. - М.: «Мой мир», 2006.
3. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Москва, «Эксмо», 2008.
4. Данкевич Е.В. Лепим из соленого теста. - СПб: «Кристалл», 2001.
5. Лыкова И.А. Лепим с мамой. - М.: «Литера», 2007.
6. Лыкова И.А. Лепим из пластилина, глины, теста. - М.: «Олмамедиа групп», 2007.
7. Лыкова И.А., Грушина Л.В. Лепка из соленого теста. Подарки. 5-8 лет./ Серия: Шаг за шагом/ - М.: Карапуз – дидактика, «Сфера»,
2008.
18

8. Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и природных материалов. /пер. с польск. Прушковской М. - М.: «Мой мир»,
2006.
9. Пицык А.А. Игрушки из соленого теста. - М.: «Ниола – Пресс», 2010.
10. Синеглазова М.О. Удивительное соленое тесто. - М.: «МСП», 2006.
11. Теронимус Т.Я. Я все умею делать сам. Москва, «АСТ-пресс», 2011.
12. Чаянова Г. Н. Соленое тесто. Для начинающих. - М.: «Дрофа-Плюс»,

Приложение 1
Оценка развития умений и творчества детей в лепке из соленого теста на 20____20____ уч.г.

н.г.

к.г.

н. к. н. к. н.

модульный

н. к.

рельефный

конструктивны
й

Владеет различными способами лепки
комбинирован
ный

Владеет
изобразительными
и техническими
приемами лепки;
делит на части,
придает форму,
создает детали,
оформляет изделие.

скульптурный

Ф.И. Ребенка

Создает в лепке
выразительные
образы,
передает
характерные
особенности
предметов,
действий
предмета.
н.г.
к.г.

к.

н. к.

Умеет работать
стекой, скалкой,
чеснокодавилкой.

н.г.

к.г.

Владеет
умениями по
культуре труда
(организация
рабочего места,
бережное
отношение к
материалам,
инструментам).
н.г.
к.г.

19

1 балл – Низкий уровень развития.
Данная характеристика не проявляется или проявляется крайне редко.
2 балла – Средний уровень развития.
Данная характеристика сформирована, но проявляется иногда, может зависеть от ситуации.
3 балла – Высокий уровень развития.
Проявляющая характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия
взрослого.

20

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Отчет о результатах самообследования

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Утверждение МЗ на 2024 от 26.12.2023.pdf (скачать)

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 23.02.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (4842) 478- 470

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».