Особенности проектирования РППС

Особенности проектирования развивающей предметно-пространственной
среды
3 – 4 года
Обстановка в младшей группе прежде всего создается как комфортная и безопасная для
ребенка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки, они
предпочитают стабильность в этом отношении. В связи с этим необходимо спланировать
расстановку оборудования еще до прихода малышей в детский сад.
Маленькие дети — это в первую очередь деятели. Опыт активной разнообразной
деятельности составляет важнейшее условие их развития. Пребывание ребенка в детском саду
организуется так, чтобы каждый получил возможность участвовать в разнообразной
деятельности: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и
качеств предметов, в рисовании, лепке, элементарном труде, творческой деятельности. В
совместной деятельности с ребенком воспитатель помогает освоить новые способы и приемы
действий, дает образец поведения и отношения. С учетом этого пространство организуется для
одновременной деятельности 2—3-х детей и взрослого.
У младших детей активно развиваются движения, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе
с тем движения еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости.
Поэтому при пространственной организации среды оборудование целесообразно располагать по
периметру группы, выделив игровую часть и место для хозяйственно-бытовых нужд,
предусмотреть достаточно широкие, хорошо просматриваемые пути передвижения для ребенка.
Не рекомендуется включать в обстановку много оборудования, примерно две трети пространства
должны быть свободными.
Для стимулирования двигательной активности необходимо включить в обстановку горку со
ступеньками и пологим спуском; иметь оборудование для пролезания, подлезания, перелезания,
например пластиковые кубы с отверстиями или лабиринты; подойдут и трапециевидные столы с
круглыми отверстиями в боковинах.
Можно использовать большой матрас или мат, на котором дети с удовольствием будут
прыгать, лежать, ползать, слушать сказку. Внесение в группу 2—3-х очень крупных,
разноцветных надувных мячей и нескольких мячей меньших размеров будет способствовать
стимулированию ходьбы.
Предметная среда группы организуется так, чтобы стимулировать восприятие детей,
способствовать развитию анализаторов, подсказывать способы обследования и действий.
Подбираются предметы чистых цветов, четких несложных форм, разных размеров, выполненные
из разнообразных (но безопасных для здоровья ребенка) материалов. Хорошо, если из предметов
можно извлекать звуки, чувствовать аромат, запах, познавать характер поверхности (гладкость,
шероховатость), прозрачность, твердость-мягкость и другие разнообразные свойства.
Для развития мелкой моторики кроме специальных дидактических игрушек — вкладышей,
пирамидок, шнуровок — нужно включать в обстановку пластиковые контейнеры с крышками
разных форм и размеров, коробки, другие хозяйственные предметы, вышедшие из употребления.
Примеряя крышки к коробкам, ребенок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов.
Игра способствует созданию у детей веселого, жизнерадостного настроения, пробуждает
стремление к общению со взрослыми и сверстниками. В группе для четырехлетних детей можно
использовать игрушки, отражающие реальную жизнь (например, машина «скорой помощи»,
грузовая, легковая машины, кукла-доктор и т.п.). Ряд игровых атрибутов нужно заменить
предметами-заместителями для развития воображения ребенка, расширения творческих
возможностей игры.
Маленькие дети предпочитают крупное игровое оборудование. Необходимо размещать
материалы на открытых полках. Следует подбирать внешне привлекательные и яркие материалы
и довольно часто их менять (не реже одного раза в неделю). Все игрушки и пособия,
находящиеся в группе, должны быть доступны для ребенка, это способствует развитию его
активности, самостоятельности.
Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные), легкий
модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм,
цветов и размеров), а также разнообразные большие коробки, оклеенные бумагой или

покрашенные в разные цвета, — материал, обладающий бесконечной привлекательностью для
ребенка, предоставляющий малышам возможность изменять и выстраивать пространство для
себя.
Много возможностей развития детей заложено в игре-экспериментировании.
Игры с песком, водой, глиной, красками требуют специального оборудования. Лучше
размещать материалы для таких «неопрятных» игр ближе к источнику воды, обязательно в этом
месте постелить пластиковый коврик или клеенку, иметь несколько комплектов защитной
одежды (халатики, нарукавники, старые папины рубашки). Рядом в коробке, контейнере или на
полках находятся необходимые предметы: емкости для переливания воды, мелкие резиновые
игрушки, игрушки-забавы для игр с водой и песком (плавающие игрушки, водяные мельницы,
сита, шарики от пинг-понга, поролоновые губки, формочки, ведерки, штампы, воронки,
камешки, мелкие пластмассовые игрушки для закапывания в песок и подобные предметы).
Из дидактических игр предпочтительны игры типа лото и парных картинок. Также должны
быть мозаика (крупная пластиковая, магнитная и крупная гвоздиковая), пазл из 3—15 частей,
наборы кубиков из 4—12 штук, развивающие игры (например, «Сложи узор», «Сложи квадрат»),
игры с элементами моделирования и замещения.
Разнообразные мягкие конструкторы на ковролиновой основе позволяют организовать
игру по-разному: сидя за столом, стоя у стены, лежа на полу.
Ребенок младшего возраста начинает проявлять все более активный интерес к рисованию.
Для накопления опыта изобразительной деятельности лучше всего иметь специальные
самостирающиеся или восковые доски с палочкой для рисования или простые белые обои и
восковые мелки (они не пачкают руки, не осыпаются). Рулон обоев закрепляется на стене,
покрытой пленкой, или на столе и перематывается по мере использования. Малыши любят
рисовать ладошками: для такого рисования лучше использовать гуашь с добавлением жидкого
мыла или специальные краски.
Практически каждый ребенок младшего возраста испытывает интерес и влечение к книжке
с яркими картинками. В своем исследовательском поведении ребенок может порвать страницы,
познавая свойства бумаги. Для удовлетворения этой познавательной потребности достаточно
внести в группу кипу старых газет и журналов, но разместить их далеко от книжного уголка.
Запрет воспитателя на порчу книг и одновременное разрешение рвать газеты поможет решить
эту проблему педагогически верно.
Маленький ребенок познает не только окружающий предметный и природный мир, но и
мир людей, в том числе — себя. Для того чтобы ребенок мог учитывать в своем поведении
чувства и интересы других людей, нужно на уровне глаз детей прикреплять фотографии,
картинки с изображениями людей разного возраста (дети, взрослые), пола (мужчины, женщины),
с разным выражением эмоционального состояния (грустные, веселые, смеются, плачут), с
разными особенностями внешности, прически, одежды, обуви. Можно вывешивать фотографии
семьи ребенка и его самого.
Воспитатель обращает внимание ребенка на разные эмоциональные проявления человека,
учит находить общее и отличное во внешнем виде людей. Очень полезно в группе иметь зеркала
в разных местах (не менее 4—5), поскольку малыш сможет видеть себя среди других детей,
наблюдать свои движения, мимику, внешний вид. А уголок ряженья позволит ему изменять свой
облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого
одновременно.

4 – 5 лет
В среднем дошкольном возрасте важно накапливать у детей опыт совместной со
сверстниками деятельности, а также развивать познавательную деятельность и поддерживать
попытки творчески отражать впечатления в продуктивных видах деятельности.
Предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых
микропространств для того, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм
небольшими подгруппами в 2—4 человека. Нужно помнить, что именно на пятом году жизни
заявляют о себе первые нарушения осанки. В тех местах, где дети много времени проводят в
одной позе (например, долго сидят), необходимо подвесить мобили, колокольчики, погремушки
или нарисовать на стене ладошки, повесить их на разной высоте и ввести правило: поиграл —
встань, подними руки, подпрыгни, дотянись до подвески и можешь играть дальше.
Средний дошкольный возраст — время расцвета сюжетно-ролевой игры. Дети пятого года
жизни, как и младшие дошкольники, любят многократно повторять полюбившиеся игровые
действия и сюжеты. Поэтому, если сюжет игры воспроизводится с энтузиазмом и увлечением, не
надо побуждать детей к новой игре и вносить к ней атрибуты. Сигналом о необходимости
существенных изменений в игровой среде будет служить снижение эмоционального фона,
речевой активности и быстрое сворачивание игры. В этом случае необходимо внести атрибуты
для разворачивания новых сюжетов. Сюжеты в этом возрасте просты и связаны с имеющимся у
ребенка опытом: семья, магазин (продуктовый, игрушек, одежды), детский сад, праздники,
моряки, цирк, путешествие на дачу...
Пятилетний ребенок придает большое значение игрушке, она наталкивает его на новые
игровые замыслы. В игровых наборах для средней группы должны быть куклы разного пола и
профессий, мягкие игрушки — котята, лисята, собачки, зайцы, медведи и др. (лучше не очень
крупных размеров — чуть больше ладони взрослого), наборы мебели (крупной и для игр на
столе), посуды, одежды, разнообразные виды транспорта.
В группе необходим запас дополнительного игрового материала: коробок разных размеров
и форм, бечевок, катушек, лоскутков ткани, палочек, трубок и т. п. Все это найдет применение в
игре, будет способствовать развитию игровых замыслов и творчества.
Можно привлекать к оформлению игровых мест самих детей: поклеить обои в кукольной
комнате, сделать продукты для игры в магазин, придумать значки для обозначения кабинета
доктора и пр. Замечено, что средние дошкольники, играя, любят как-то обозначить свою
игровую территорию. Для этого можно использовать легкие раскладные ширмы (1—2 на
группу), цветные шнуры, заборчики из брусков и кирпичиков, игровые коврики. Обозначив
игровые границы, играющие чувствуют себя более уверенно, игровая группа быстрее
сплачивается, появляются новые замыслы.
Увеличивается количество крупного модульного материала (поролоновых блоков, коробок,
валиков, подушек и пр.), чтобы дети могли сами выстраивать для себя пространство,
видоизменять его. Подойдут для этой цели и каркасы с набором полотнищ тканей разного цвета,
ширмы.
Более разнообразным становится материал для строительных и конструктивных игр.
Усложняются форма деталей, способы крепления, появляются тематические наборы («Город»,
«Поезд» и др.). Время от времени постройки фотографируют и создают фотоальбомы, чтобы
показать детям значимость их достижений.
Усиливается познавательная активность дошкольников. Это проявляется в многочисленных
вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?»
Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и
отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру. С этой целью в группе
организуется сенсорный центр — место, где подобраны предметы и материалы, познавать
которые можно с помощью различных органов чувств. Например: музыкальные инструменты,
шумовые предметы можно слышать; книги, картинки, калейдоскопы можно видеть; баночки с
ароматизированными веществами можно нюхать.
В среднем дошкольном возрасте дети активно осваивают средства и способы познания.
Среди дидактических игр прежде всего должны быть игры на сравнение предметов по
различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции), на группировку по
свойствам, на воссоздание целого из частей (типа «Танграм», пазл из 12—24 частей), на
сериацию по разным свойствам, игры на счет. Примерно 15% игрдолжны быть для детей

старшей возрастной группы, чтобы дать возможность детям, опережающим в развитии
сверстников, не останавливаться, а продвигаться дальше.
Игры с песком, водой, глиной, красками, светом, зеркалом, пеной организуются в
специальном месте для детского экспериментирования. Требования к нему примерно те же, что и
для младшего возраста, но набор материалов шире, и представлены они постоянно. Также надо
показать детям способы фиксации процесса и результата экспериментов, внести бумагу и ручку
для самостоятельных зарисовок. Это будет способствовать развитию исследовательских умений,
планирования, целеполагания.
В среде группы активно используются знаковая символика, модели для обозначения
предметов, действий, последовательностей. Придумывать такие знаки, модели лучше с детьми,
подводя их к пониманию, что обозначать все можно графически, а не только словами. Например,
вместе с детьми определяют последовательность деятельностей в течение дня в детском саду;
придумайте, как ее обозначить. Чтобы ребенок лучше запомнил свой адрес, улицу, город,
создают схему, на которой обозначают детский сад, улицы и дома, в которых живут дети группы.
Также обозначают маршруты, которыми дети идут в детский сад, вписывают названия
улиц, размещают другие здания, которые есть в округе.
В среднем дошкольном возрасте проявляется высокий интерес к языку, речи. По
возможности надо приобрести в группу технические средства — проектор, фильмоскоп,
диктофон, магнитофон. Также большое место уделяется книгам: должны быть представлены не
только художественная, но и познавательная и справочная литература для детей, обучающие
книги и рабочие тетради. Воспитатели записывают творческие рассказы детей в альбомы, дети
могут иллюстрировать их рисунками.
В этом возрасте дети особенно чувствительны к оценке взрослого, ожидают поддержки и
похвалы, хотят услышать и увидеть одобрение своих действий. Поэтому важно найти в группе
место, где ребенок мог бы выставить, повесить свою поделку, работу, украсить ею помещение.
В среднем дошкольном возрасте у ребенка усиливается интерес к познанию себя,
определению своего места в этом мире. Важно помочь ребенку осознать свои особенности,
умения, уточнить его представления о семье, людях разного возраста, пола, национальности,
профессии, эмоциональных состояниях людей. В этом может содействовать самостоятельное
изготовление и размещение в группе на специально выделенном для этого месте плакатов,
подборок иллюстраций, фотографий (например, плакаты «Какой я?», «Люди такие разные и
одинаковые», «Я плачу и смеюсь»).

5-7 лет
При переходе ребенка в старшую и, в особенности, подготовительную группу, начинает
меняться его психологическая позиция: он впервые начинает ощущать себя старшим среди детей
детского сада. Важно поддержать это ощущение такой организацией среды, при которой ребенок
будет активно проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность,
инициативу. Воспитателю следует чаще привлекать старших дошкольников к созданию
окружающей обстановки, спрашивая мнение по поводу предстоящих действий по изменению
среды, вовлекать в сам процесс преобразований.
Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к
проблемам, выходящим за рамки личного опыта. Через книги и предметы ребенок знакомится с
животными и растениями дальних стран, с обычаями и внешним видом разных народов и эпох, с
многообразными жанрами живописи и другими видами искусства.
Пространство
группы
желательно
разбить
на
небольшие
полузамкнутые
микропространства (в которых могут находиться одновременно 3—6 человек), поставив
стеллажи торцом к стенам и хорошо закрепив их. Необходимо, чтобы дети вместе с
воспитателем могли по собственному замыслу несколько раз в год менять пространственную
организацию среды. Для этой цели также подойдут небольшие ширмы, деревянные или
металлические каркасы и отрезы ткани, крупный модульный материал или обычные картонные
коробки большого размера, окрашенные или
оклеенные пленкой.
Предметно-игровая среда строится так, чтобы дети могли участвовать во всем
многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных,
народных, хороводных, развивающих, в играх с готовым содержанием и правилами, в
подвижных играх и спортивных развлечениях.
В сюжетно-ролевых играх дети отражают различные сюжеты: бытовые (магазин, семья),
трудовые (строительство дома, доктор, школа), общественные (праздники, путешествия),
содержание любимых литературных произведений и кинофильмов.
Атрибутика игр для старших дошкольников более детализирована. Размер оборудования и
игрушек лучше небольшой — для игр на столе. Допустимо и крупное напольное оборудование,
если дети активно и длительно играют. Большая часть оборудования хранится в коробках, на
которых есть картинка и надпись для узнавания игры: дети самостоятельно определяют, в какие
игры будут играть. Развернуты только те игры, в которые дети играют; игры могут длиться
несколько дней и даже недель. В группе должна быть коробка с бросовым материалом,
пластиковой и картонной упаковкой, отходами бумаги, ткани, меха, кожи, картона и других
материалов для изготовления по ходу игры недостающих атрибутов. Желательно включить
альбомы, книги-самоделки с описанием последовательности изготовления различных игрушек
для расширения содержания игр, ножницы, клей, скотч, фломастеры и другие материалы.
Необходимы место для разыгрывания сюжетов в режиссерской игре (его можно изготовить
из большой картонной коробки, вырезав две поверхности наподобие сцены), набор игрушечных
персонажей размером примерно в ладонь взрослого, бросовый материал и инструменты, а также
некоторые схемы-образцы, фотографии декораций и кукол.
В группе специальное место и оборудование выделено для игротеки. Это дидактические,
развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия
сравнения, логических операций классификации, сериации, узнавание по описанию, воссоздание,
преобразование, ориентировку по схеме, модели, на осуществление контрольно-проверочных
действий («Так бывает?», «Найди ошибки художника»), на следование и чередование и др.
Например, для развития логики это игры с логическими блоками Дьенеша, «Логический поезд»,
«Логический домик», «Четвертый — лишний», «Поиск девятого», «Найди отличия».
Обязательны познавательные книги для дошкольников.
Также представлены игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности.
Замечено, что старшие дошкольники, умеющие играть в разные игры с правилами, успешно
осваивают учебную деятельность в школе. Игр с правилами огромное множество: это и лото, и
домино, и маршрутные игры («ходилки»). Главный принцип отбора — игры должны быть
интересными для детей, носить соревновательный характер, вызывать желание играть и без
участия взрослого.

При организации детского экспериментирования стоит новая задача — показать детям
различные возможности инструментов, помогающих познавать мир, например микроскоп. Если
позволяют условия в детском саду, для старших дошкольников желательно выделить отдельную
комнату для экспериментов с использованием технических средств, а в группе оставить только
небольшую часть оборудования для экспериментирования с шарами, подвесами, водой,
природными материалами.
Важная роль в развитии ребенка отводится конструктивной деятельности. Для этого в среду
группы помещают конструкторы и строительные наборы, выполненные из разных материалов
(пластика, дерева, металла), напольные и настольные, с разнообразными способами крепления
деталей, разной тематической направленности.
Кроме самих наборов, необходимо включить в среду группы разнообразные схемы-образцы
построек, альбомы с фотографиями архитектурных сооружений и детских построек, тетради для
зарисовки схем созданных детьми конструкций.
Наряду с художественной литературой в книжном уголке должны быть представлены
справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников.
Желательно расставить книги в алфавитном порядке, как в библиотеке, или по темам —
природоведческая литература, сказки народные и авторские, литература о городе, стране и т. п.
Следует помнить, что позвоночник ребенка 5—7 лет очень чувствителен к
деформирующим воздействиям. В тех местах группы, где у детей длительно сохраняются
статические позы, необходимо продумать способы разминки (дартс, кольцебросы, кегли, серсо,
баскетбольные кольца, мишени и шарики для бросания, подвески-колокольчики для
вытягивания, воротца для подлезания). Воспитатель поддерживает попытки ребенка в
правильной организации собственной деятельности, учит элементам разминки и релаксации с
помощью специальных атрибутов. У старших дошкольников начинает активизироваться интерес
к будущему школьному обучению. Целесообразно выделить учебную зону, чтобы обстановка
группы была приближена к учебной среде класса: поставить столы рядами, повесить школьную
доску. В будущем это в определенной степени поможет адаптироваться к учебной среде класса.
Важная задача — развитие рефлексии, формирование адекватной самооценки. Необходимо
показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных
самостоятельных действий. Для этого успехи ребенка важно фиксировать рисунками или
пиктограммами.
Необходимо развивать у ребенка представления о собственных возможностях и силах,
учить познавать себя, используя самонаблюдения. Для этого есть разнообразные пути.
Например, метки «Я расту» — повод для обсуждения: кто выше, кто ниже, на сколько
сантиметров вырос ребенок за месяц, за три месяца, кто растет быстрее, кто медленнее.
Желательно каждый месяц обсуждать с детьми какую-либо тему, связанную с ребенком, его
интересами, например: «Моя семья», «Автопортрет», «Что я люблю и не люблю», «Я умею, я
хочу научиться...», «Мой любимый праздник», «Что мне в себе нравится и не нравится», «Мои
друзья», «Моя мечта», «Как я провожу выходной день» и другие. Подобные темы необходимо не
только обговаривать, но и записывать, зарисовывать, делать фотообзоры. Можно привлечь к
этому родителей, предлагая сделать семейную газету. Такие газеты вывешивают в группе, дети с
удовольствием рассматривают их, сравнивают свои представления, увлечения, предпочтения с
другими.
Для старших дошкольников расширяются возможности познания родного края, страны. В
группу вносится герб города, края, в котором живут дети, герб и флаг страны. Изготавливаются
газеты о том, как ребята путешествуют по родным местам с родителями, какие впечатления у
них появились во время этих путешествий, что запомнилось больше всего. На карте страны
отмечаются место нахождения детского сада, а также те места (в стране, мире), в которых
побывали дети группы, а рядом можно прикрепить рассказы детей об этих местах, о людях и их
обычаях, фотографии. Можно вместе с детьми сделать макеты, отражающие содержание, с
которым знакомятся дошкольники.

МБДОУ №18 "ЯГОДКА" Г.КАЛУГИ, Добрынина Марина Зайнулабдиновна, ЗАВЕДУЮЩИЙ
16.02.2021 18:06 (MSK), Сертификат № 017E0771000CAC11934BCFCDA0B353E8E8
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх

Отчет о результатах самообследования

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Утверждение МЗ на 2024 от 26.12.2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».